Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Оператор беспилотника: какие проблемы с новой профессией в России?

Что будет с представителями новых специальностей после окончания спецоперации, эксперты думают уже сейчас.

Коллаж ForPost
Коллаж ForPost

В правительстве планируют к 2030 году подготовить миллион операторов беспилотников. Для чего нужно такое количество специалистов и где они смогут реализовать свои знания и умения, выяснял ForPost.

Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.

Новая профессия

17 августа на Московском урбанистическом форуме министр просвещения Сергей Кравцов заявил о готовности нового перечня профессий для профучреждений среднего уровня. В него вошли 250 специальностей, в том числе и оператор беспилотных авиационных систем. В «новой геополитической ситуации» данные специалисты просто необходимы.

До 2030 года стране понадобится миллион операторов дронов. Так обосновал данное решение замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков.

По словам члена экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России» заслуженного пилота РФ Юрия Сытника, под «новой геополитической реальностью» высокопоставленный чиновник, вероятно, говорит о СВО, которая показала: без дронов там просто не обойтись, ведь они — это «глаза и уши военных».

Специалистов данного профиля будут готовить и военные кафедры вузов, сказал ForPost Сытник

Но прежде чем готовить таких специалистов, «нужно решить проблему низких заработных плат преподавателей».

По мнению Сытника, специалист, который может обучить управлению беспилотниками, должен получать самое малое — 200–250 тысяч рублей.

Сейчас зарплата преподавателя радиотехнических дисциплин составляет примерно 18 тысяч рублей в месяц. Такая же обстановка с зарплатами, по мнению эксперта, и в других профильных колледжах.

Страна поставила задачу подготовить необходимые кадры, сказал заслуженный пилот РФ. А для того чтобы их зарплаты были достойными, чиновники могут положить в свой карман чуть меньше, а преподавателям дать больше, уверен он.

Ещё по теме: «Ростех» анонсировал «воздушный щит» — как он спасёт россиян от дронов

А нужны ли операторы в «гражданской» жизни?

Гражданские отрасли так же нуждаются в операторах беспилотных авиационных систем. Беспилотники можно использовать при мониторинге линий электропередач, газопроводов, нефтепроводов, лесных массивов. Обучение может осуществляться так же, как это делается при подготовке лётчиков для военной и гражданской авиации. Ведь операторы дронов должны уметь пользоваться данной техникой как для военных нужд, так и в гражданской сфере деятельности, отметил член экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России» Юрий Сытник.

По мнению профессора кафедры экономики, труда и управления персоналом Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Павла Журавлёва, делить студентов данной специальности на военных и гражданских не нужно. К тому же учить управлять дронами надо не только юношей, но и девушек, которые разбираются в технике. Срок их подготовки — 5–6 месяцев. Здесь колледж вообще не нужен. Достаточно просто интенсивной подготовки, — полагает эксперт.

Большое число будущих специалистов «воспринимают управление дронами как некую игру». Через несколько лет она «им надоест» и «представители нужной профессии начнут увольняться». И тогда выйдет так, что деньги выделенные из бюджета, будут потрачены впустую?

Именно поэтому такие кадры должны готовить Минобороны РФ. Они заинтересованы в этом. К тому же некоторые предприятия имеют собственные радиотехнические колледжи. Вот на их базе и нужно обучать таких специалистов. А создавать в колледжах отдельную специальность нет никакой необходимости, — уточнил Журавлёв.

Ещё по теме: Офицеры изучили карту нападений БПЛА и выявили закономерности

А что рынок труда?

Средняя зарплата операторов дронов должна быть не ниже 90–100 тысяч рублей. И такие деньги «готовы платить Минобороны РФ и гражданские предприятия». Думается, что в таком случае проблем с трудоустройством операторов дронов не будет, уверен заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.

Но профессор Павел Журавлёв настроен менее оптимистично. Он считает, что трудоустроиться смогут не более 50% выпускников, в том числе и те, кто отправится на СВО. Почему?

Дело в том, что сегодня одной из проблем российского рынка труда является «нежелание компаний и корпораций связываться с выпускниками вузов и колледжей», поскольку якобы «они не обладают нужными для производства навыками», отметил профессор.

Вторая из проблем — это нежелание молодых людей работать. Всего около 30 процентов выпускников знают, чего хотят. Всем остальным нравится ничего не делать и получать за это много денег. Как итог, одни не знают куда им идти и что делать, а другие просто не желают работать, сказал Журавлёв.

Конечно, для СВО необходимы специалисты, но ведь она когда-то закончится. Именно поэтому подготовка операторов дронов должна проходить в рамках дополнительного образования. С этими задачами легко справятся радиотехнические колледжи, отметил наш собеседник.

А пока планы, которые озвучил министр просвещения Сергей Кравцов, напоминают один из эпизодов советского сатирического киножурнала «Фитиль» где при спуске парохода на воду все громко кричали «ура». В то же время капитан периодически «давал гудок». После окончания торжественной части нужно было плыть, но пар весь вышел, и пароход остался на месте. Почему?

Да потому что ко всему нужен серьёзный подход. В противном случае пара не хватит ни на открытие, ни на отплытие, резюмировал Журавлёв.

Ещё по теме: Профессор РЭУ рассказал, что не так с докладом главы «Ростеха» Путину

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.