Найти тему
Военная история в наградах

"Я с вами пойду!.."

Этот наградной лист мне показался примечательным тем, что оформлен он на командира танка КВ в конце июля 1942 года.

-2

Урон противнику, который в ходе трёх боевых эпизодов нанёс своим огнём экипаж этого танка, впечатляет.

По информации, полученной от уважаемых читателей уже после выхода данной публикации, это был КВ-1.

Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.

Лейтенант "исэ" на секунду оторвался от бинокля и кивнул в ответ. Химинструктор отошёл за поворот траншеи, а к Степке подбежал Кузьмич с вопросом:

- У меня шесть мин осталось! Куда бить, Степан?..

Лейтенант "исэ" мотнул головой:

- Подожди чуть, Кузьмич!.. Сейчас поймём...

На поле разорвался тяжелый немецкий снаряд, затем ещё один. Тем не менее, Степкиному тёзке удалось поднять левую группу в атаку. А правая группа, залёгшая на поле, вслед за первой не поднялась. По этой группе противник вёл более плотный миномётный огонь. Опять "ожил" один из немецких пулемётов. Ему сразу стали отвечать оба ротных "максима".

Какое-то "важное движение" Степка в бинокль углядел за деревенским коровником. Он пригляделся ещё раз. За коровник подъехала и остановилась такая же повозка, которая доставляла боеприпасы полтора года назад немецким миномётам в деревне Кумово. На такой повозке они тогда с лейтенантом Ивановым под немецким обстрелом улепётывали из той деревни обратно.

- Давай, Кузьмич, бей за коровник!.. Там миномёты у немцев должны быть. Похоже, повозка им мины подвезла... Посмотри сам.

Старший сержант приложил на несколько секунд бинокль к глазам, удовлетворенно кивнул и воскликнул:

- Точно, она родимая!.. Я побежал!..

Степка крикнул уже в спину убегающего Кузьмича:

- Потом сразу вперёд за нами двигай!..

Старший сержант, не оборачиваясь, в знак согласия махнул рукой. Через полминуты оба миномёта Кузьмича выплюнули по мине, затем ещё по одной. Степка пригляделся. Разрывы немецких мин на поле вроде бы прекратились. У левого плеча лейтенанта снова возник химинструктор с сообщением:

- Перевязали и отправили своим ходом в санбат этих подлецов... Хотя, будь моя воля, я бы таких стрелял на месте... В их солдатских книжках я соответствующие записи сделал, оружие отобрал...

Степка покачал головой:

- Если не их комиссуют, то скорее всего в штрафную попадут на максимальный срок... Сейчас всё-таки не сорок второй год...

Химинструктор с сомнением покачал головой:

- Не комиссуют, ранения лёгкие. Только мякоть ляжек они друг дружке прострелили...

Группа комсорга в это время достигла крайних деревенских домов. Степка опустил бинокль, взглянул на химинструктора и махнул рукой своим бойцам, находящимся справа и слева от него в зоне видимости:

- Пошли, братцы! Догоним пехоту! Передайте дальше по цепи!..

Химинструктор уже второй раз сегодня проявил инициативу:

- Я с вами пойду!..

Степка кивнул, вылезая из траншеи:

- Добро, товарищ старший лейтенант!..

Трофейщики один за другим оказывались на поле. Степка обернулся и оглядел ближайших к нему солдат. Сразу было видно, кто из них имел опыт участия в атаках, а кто нет. А нескольких шагах позади тяжело дышал Тимур, стараясь сильно не отставать от своего комндира. Степка чуть умерил свою скорость. Последним покинул траншею лейтенант, командир взвода в трофейной роте, крикнув на бегу:

- Все пошли, товарищ лейтенант!..

Поле они преодолели довольно быстро. Степка на ходу выпустил только две короткие очереди в сторону деревни и то только для того, чтобы проверить свой автомат. Лейтенант из трофейной роты даже обогнал Степку, а химинструктор немного поотстал. Тимур кричал "ура" практически фальцетом, стараясь держаться рядом. Миномётный огонь противника так и не возобновился. Из крайних деревенских домов теперь только велась редкая ружейно-автоматная стрельба.

Но правая группа пехотинцев всё равно не поднялась опять. Более того, очередной разрыв тяжёлого снаряда совсем близко от того места на поле, где теперь в снегу залегли два десятка бойцов, вынудил их начать сначала отползать назад, а потом уже бегом вернуться в свои окопы. С собой они утащили обратно двух или трёх тяжелораненых. Степка наблюдал за этой картиной, оглянувшись назад, уже лежа в свежей воронке в палисаднике дома, стоящего на окраине деревеньки. Рядом с ним прилёг и просипел тезка-комсорг, вставляя новый диск в автомат:

- Как мы их, тезка?!. Только голос опять сорвал кричать "ура"...

Пехотицы и бойцы трофейной роты перемешались. Слева от Степки темнела каска Тимура, а справа "через два бойца" высунулась физиономия Александра. Степка повернулся к комсоргу:

- Надо рывком через улицу и дальше быстро следующие три дома занимать...

Комсорг согласно кивнул и просипел:

- Командуй, а то меня не услышат!..

Степка вскочил на ноги, дал длинную автоматную очередь по ближайшему дому (зазвенели осколки недовыбитых раньше стёкол) и закричал:

- Рота, за мной!.. Гранаты к бою!..

Улицу перебежали без потерь, а в окна ближайших домов полетели сразу несколько гранат. Степка одну свою "толокушку" первым бросил в ближайшее окно, и выпустил остаток диска по другим ближайшим окнам, чтобы показать пример. Теперь бойцы уже сами проверяли наличие живых немцев в ближайших домах. Звучали короткие автоматные очереди, но взрывов гранат слышно пока не было.

Присев на чурбак, лейтенант "исэ" стал менять диск в автомате. Его боковое зрение зафиксировало какое-то движение немного правее и впереди. Подняв голову, Степка увидел в десятке шагов от себя оскалившееся в жуткой гримасе лицо Александра и наведённый на него ствол немецкого автомата.

Дальше события для Степки продолжились в следующей последовательности. Дуло автомата осветилось пламенем. Одновременно кто-то больно толкнул лейтенанта "исэ" в спину и сбил с чурбака в снег. Прозвучал звук одной автоматной очереди, затем сразу другой и завершил эту последовательность событий звериный крик тяжело раненого человека.

Степка поднялся на ноги, надёл шапку, посмотрел на разорванный пулей рукав своего ватника и теперь обрёл способность посмотреть на происшедшее "со стороны". Перед чурбаком, на котором он несколько секунд назад сидел, теперь лежал мёртвенно бледный Тимур. Александр метрах в пятнадцати впереди у угла дома корчился и орал благим матом, схватившись обеими руками за живот. Откуда-то сбоку из-за дома быстрым шагом двигался комсорг, который подойдя ближе, просипел Степке практически в ухо:

- Цел?.. Этот ушлёпок стрелял в тебя!.. А худой тебя прикрыл... Я тебе крикнуть пытался, но извини, голос у меня ещё того...

Степка подошёл к телу Тимура, неудобно лежащему на боку. На снегу под ним уже расползлось большое красное пятно. Он перевернул солдата на спину, чтобы тому было лежать удобнее. Из нагрудного кармана гимнастёрки убитого лейтенант "исэ" вынул и переложил бумаги себе в полевую сумку. Александр продолжал вопить:

- Перевяжите!.. Ой, живот!.. Снитары!..

Судя по цвету крови, просачивающейся сквозь пальцы раненого уголовника, у него была простреляна печень. Степка повернулся к комсоргу:

- Это ты его?..

- Ну да!.. Всё так быстро произошло.. Но больше патронов на эту падаль тратить не буду. Пусть помучается..

Степка пожал комсоргу руку:

- Спасибо, тезка!.. С меня причитается...

Старший лейтенант передёрнул плечами:

- Сочтемся ещё... Может, того бойца, что тебя прикрыл, к награде представить?.. Закрыл своим телом командира в бою от вражеской пули...

Степка мотнул головой:

- Зачем ему теперь награда?.. Их всё равно надо сдавать обратно после гибели награждённого... Ты лучше боевой листок о нём выпусти... Или как там у вас это называется. С указанием его имени и фамилии и описанием подвига. Всё будет ему память... А я ему кое-что сегодня утром пообещал. Надо будет мне обязательно это обещание выполнить...

Комсорг кивнул:

- Уговорил... Организую сразу после боя... Надо быстрее дальше двигать и закрепляться потом, а то выбьют нас отсюда. Как думаешь?..

Степка не успел ответить, как из-за дома появился запыхавшийся Кузьмич со своим вопросом:

- Что тут у вас за шум, а драки нет?..

Степка коротко ввел старшего сержанта "в курс дела". Тот крякнул, выругался и подошёл к уже затихающему Александру, начавшему сучить ногами:

- Ну, что допрыгался, Иуда?.. Передай там, куда ты уже скоро попадёшь, что...

Свист и близкий разрыв тяжёлого снаряда не дал договорить до конца эту "проповедь". Поднявшись и отряхнувшись от комьев земли и мокрого снега, они уже втроём двинулись к следующему палисаднику, держа автоматы на готове. Выходило вроде бы так, что "противник очистил деревню".

В следующем дворе их догнал ефрейтор с телефонным аппаратом в руках и катушкой с кабелем за спиной. Он час назад вполне освоил специальность корректировщика артиллерийского огня. Теперь ефрейтор сопровождал старшего лейтенанта, представившегося командиром первого огневого взвода гаубичной батареи, присланного для корректировки огня вместо убитого предшественника.

Степка, Кузьмич и артиллерийский старший лейтенант полезли на оказавшуюся в этом дворе голубятню. Химинструктор батальона, державшийся чуть позади, предпочёл остаться внизу. Сверху открылся перспективная панорама западной части деревушки и полей за её пределами, упирающихся в темнеющий дальше лес. Дорога от деревушки тянулась на запад и "разрезала" лес на две неравные части. Примерно в километре за деревней почти на середине поля они разглядели два ДЗОТа а между ними и ближе к лесу метров на триста врытый в землю танк с очень большой почти кубической башней и "толстой" пушкой. Артиллерист авторитетно заметил:

- Это, видать, наш "кавэ-два" им теперь так служит...

Кузьмич с ним согласился, буркнув "да, видел я такие дрыны в сорок первом по обочинам", и стал разглядывать в бинокль брошенные за коровником позиции немецкой миномётной батареи, и груженую ящиками повозку с убитой лошадью. Через несколько секунд он, опустив бинокль, удовлетворённо заявил:

- Вот и мины для моих "трубочек" нашлись... Я за ними быстро!..

Артиллерист и здесь решил продемострировать свои знания "матчасти", начав объяснять Степке, что немецкие мины к нашим батальонным миномётам подходят, а наши мины "к ихним миномётам" нет. Степка отмахнулся от этой информации:

- Да знаю я, товарищ старший лейтенант!..

В лощине сразу за юго-западной окраиной деревушки Степка разглядел "тот самый склад", а рядом стоящий большой немецкий грузовик, в который несколько солдат в шинелях "мышиного цвета" и в характерных касках кидали какие-то ящики.

Степка показал старшему лейтенанту пальцем:

- Товарищ старший лейтенант, можете сначала эту деятельность прекратить, а затем разобраться с танком?

Артиллерист с сомнением покачал головой:

- На батарее кроме "энзэ" снарядов осталось на три полноценных залпа, во время артподготовки поистратились... Теперь ждём подвоза. Так что выбирай, лейтенант... Кстати, а строевых офицеров в роте совсем не осталось?.. Извини, но почему интендант стрелковой ротой командует?

Степка пожал плечами:

- Долго объяснять, товарищ старший лейтенант. А если коротко, то я больше года провоевал в мотострелковом батальоне танковой бригады... Так что не беспойтесь на этот счёт... И ваш комбат меня знает... И ещё... Осторожней здесь с биноклем... Ваш лейтенант ещё в траншее перед атакой пулю в висок от снайпера получил, блеснув линзами на солнце. Знаете об этом?...

Старший лейтенант напрягся:

- Не-е... Спасибо, что предупредил. Ну, выбирай цели по своим приоритетам...

Степка кивнул:

- Сначала один залп по грузовику у склада, а затем оставшиеся снаряды по танку закопанному...

Артиллерист кивнул. Степка спустился с голубятни, его место занял ефрейтор-телефонист. Комсорг схватил тезку, спустившегося "с небес", за рукав ватника, просипев:

- Ну что там с обстановкой?

Лейтенант "исэ" пожал плечами:

- Да вроде пока терпимая... Танк там на поле у немцев закопан, похож на наш "кавэ-два"...

Комсорг удивился, но тут же проявил инициативу:

- Ничего себе!.. Так у него же пушка "сто пятьдесят два"... Тезка, давай, я за правой группой сгоняю, которая теперь в окопах отсиживается, а ты тут покомандуй?

Неожиданно опять подал голос присивший теперь неподалёку химинструктор:

- Давайте я этих архаровцев, которые в окопы вернулись, приведу сюда?

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.