Французский Renault FT, появившийся на Западном фронте в 1918 году, стал революционным оружием. В послевоенный период нестабильности и экономического кризиса маленький, дешевый и простой FT был принят на вооружение армий многих стран и в большинстве случаев стал основой для создания собственных танков. Одним из таких государств было Королевство Испания, которое использовало Renault FT во время войны в Рифе.
В поисках первого танка
Еще до того, как смолкли орудия Великой войны, 18 октября 1918 года испанское правительство обратилось к французским коллегам с официальным предложением начать переговоры о приобретении танка Renault FT. Однако французские власти ответили на просьбу испанцев только 15 января 1919 года, когда было заключено перемирие.
В этот момент Комиссия по испытаниям военного имущества (Comisión de Experiencias, Proyectos y Comprobación del Material de Guerra) дополнила свой запрос к французскому правительству, попросив предоставить Renault FT, оснащенный 37-мм пушкой Puteaux SA 18, а через несколько дней - еще три танка, два с пушечным вооружением и один с пулеметом Hotchkiss M1914. Положительный ответ испанскими властями поступил 5 марта 1919 года.
Как говорится, аппетит приходит во время еды и в заявку были внесены еще раз изменения включающие еще два танка, оснащенных пушкой. Этот измененный заказ на семь танков (шесть с пушкой и один с пулеметом) был отклонен французским правительством 20 марта, что привело к переговорам по новой петиции 12 апреля. После тяжелых переговоров французское правительство в мае 1919 года разрешило продажу за 52500 франков за один FT, вооруженного пулеметом. Не семь танков и даже не четыре. Один. Вооруженный пулеметом.
Так как событие для Испании было важное, история результата испанской дипломатии сохранилась до нас достаточно подробно.
Танк прибыл 23 июня 1919 года из парижского Centre d'Approvisionament de Materiel Automobile (Центр автомобильного снабжения) в Мадрид. Машина имела серийный номер 68352 и была оснащена восьмиугольной башней типа. Это был единственный Renault FT с такой башней, который когда-либо служил в Испании.
После прибытия в Мадрид танк отправился с железнодорожного вокзала Эстасьон-дель-Норте (современный Принсипе-Пио) либо в казармы Кампаменто, либо в Центральную школу стрельбы по мишеням (Escuela Central de Tiro) в Карабанчеле, историография дает разную информацию, но так как все было рядом, возможно танк побывал в двух местах. Самое интересное это то, что хоть и небольшое, но какое-то расстояние, танк проделал своим ходом. Через два дня новый танк был представлен монарху Альфонсу XIII под пристальным вниманием прессы, которая в то время ошибочно утверждала, что Renault FT был якобы подарен Альфонсу XIII. В течение следующих нескольких дней машина активно испытывалась и была осмотрена военно-политической комиссией во главе с полковником Рамоном Ача (Ветеран Испано-американской войны 1898 года, который лично видел, чем оборачивается отсталость страны).
В ходе испытаний, по решению комиссии, пулеметы были заменены на лицензионные пулеметы Hotchkiss, что позволило использовать стандартные для испанской армии 7-мм патроны Mauser (решение было правильным и абсолютно логичным, но для испанцев вскоре выйдет боком).
Эти испытания оказались настолько удовлетворительными, что 13 августа 1919 года испанское правительство заказало еще десять танков, восемь из которых были вооружены пулеметом и два - пушкой, по цене 533400. Важное условие заключалось в том, что пулеметные Renault FT должны были поставляться с испанскими пулеметами Hotchkiss и боекомплектом 500 патронов на танк. Французы такой шаг не оценили и отклонили эту просьбу, заявив, что у него нет лишних танков для продажи, а позднее вообще отказались от продажи. В результате Испания решила поискать новые танки в другом месте (скорей всего в Англии), но это ни к чему не привело.
Танки для войны в Африке
После сентября 1919 года Испания предприняла попытку установить военный контроль над своим протекторатом в Марокко и подавить мелкие восстания. Этот конфликт известен как война в Рифе, который обернулся для Испании катастрофой. Если кратко, то из-за ряда просчетов и уверенности в превосходстве над противником, испанские войска потерпели поражение. Для победы над рифейцами требовалась более современная техника.
В августе 1921 года Франция согласилась продать 6 танков Schneider CA-1. Переговоры продолжались, и 14 сентября между испанскими представителями и компанией Renault было достигнуто соглашение о приобретении 10 танков Renault FT, командно-радиотехнической машины Renault TSF, запасных частей для ремонта и 11 грузовиков Renault FU-25 для перевозки войск. Танки оснащались округлой башней "Берлиет" и были либо безоружными, но рассчитанными на установку пулемета, либо вооруженными модифицированным испанским 7-мм пулеметом Hotchkiss. Сумма сделки с Renault составила 31 млн. песет.
С завода машины были перевезены на границу и 17 декабря 1921 года прибыли в Хендай, где был отдан приказ срочно доставить их в Центральную школу Тиро в Мадриде. После прибытия в Мадрид вместе с первым Renault FT, они были прикреплены к пехотному отделению Escuela, где пехота ознакомилась с новыми машинами и танко-пехотными операциями. Танки и пехота были объединены в пехотную роту, которая была разделена на две секции по пять танков в каждой и командную секцию с Renault TSF.
5 марта 1922 года, еще до завершения обучения в Мадриде, был отдан приказ о срочной переброске танков, личного состава и инструкторов в Мелилью. Через два дня, 7-го числа, одиннадцать танков (один был оставлен в Центральной школе Тиро), четырнадцать машин поддержки и тридцать семь человек личного состава (четыре капитана, восемь сержантов и двадцать пять солдат) выехали из Мадрида на поезде в сторону южного города Малага.
12 марта танки переправились на пароходе через Гибралтарский пролив и утром следующего дня причалили в Мелилье. По прибытии в Мелилью главнокомандующий попросил капитана Валеро (он указывался как командир роты) составить отчет о готовности роты и оценить, готова ли она вступить в бой 14 марта.
В отчете было указано, что два танка получили незначительные повреждения по дороге из Мадрида, что в роте имеется только половина положенных по штату водителей (из необходимых 40 водителей было только 22: 9 на танки, 11 на грузовики и 2 на бензовозы), что командир и пулеметчики не были полностью проинструктированы. Обучение было настолько неполным, что три инструктора были отправлены из Мадрида для продолжения обучения во время похода. Капитан Валеро пришел к выводу, что для проведения необходимого ремонта, ожидания прибытия дополнительного персонала и завершения обучения потребуется еще восемь дней. Инструкторы даже вызвались заменить отсутствующих и менее опытных танкистов, чтобы подразделение могло как можно скорее вступить в бой, но их предложение было отвергнуто.
Казалось бы, что могло пойти не так?
18 марта танки Renault FT прошли боевое крещение. В 6 часов утра Испанский иностранный легион с 7 танками во главе колонны выдвинулся на позиции рифейцев в Тугунце (Тугаунте). Под сильным огнем танки въехали в поселок Анвар (или Амбар). Вскоре, опередив пехоту на 800 м, они оказались в окружении рифских войск, которые, не зная, как уничтожать танки, забрались на них, стали забрасывать камнями и пытаться просунуть ножи в смотровые щели.
Из-за поспешного отъезда не были проверены некоторые узлы и агрегаты, в том числе пулеметы, часть которых заклинило, и танки и экипажи остались беззащитными. Оказавшись в окружении и не имея возможности должным образом защищаться, был получен приказ об отступлении. Три танка, обездвиженные или лишенные топлива, были брошены экипажами. Два танкиста были убиты и один был ранен.
Еще два танка были брошены на поле боя, и 23 марта рифские войска уничтожили их с помощью взрывчатки. 29 марта оставшимся танкам и пехоте удалось захватить позиции Анвар и Тугунц и вернуть поврежденные танки.
Несмотря на то, что боевое крещение танков было неудачным, сама операция оказалась успешной: были захвачены населенные пункты Анвар и Йебель-Имелахен. Штаб армии создал комиссию для расследования неудачных действий танков и пришел к выводу, что это объясняется отсутствием взаимодействия между танками и пехотой, что является вполне нормальной ситуацией армии, которая недавно получила новое оружие и еще не до конца им овладела.
В течение последующих месяцев испанские FT регулярно оказывались в гуще сражений, чаще всего поддерживая колонны, защищая их от засад, но также прикрывая отступление. Для восполнения потерь в 1925 г. было закуплено еще шесть танков с пулеметным вооружением, а также грузовые автомобили и 12 000 боеприпасов на общую сумму более миллиона франков.
Танки прибыли в Мадрид 20 августа и вскоре были использованы для ведения войны с противником.
После войны
Приказ о возвращении легиона в Испанию был опубликован 31 октября 1926 года (война закончилась 27 мая 1926 года). По данным источников, от 15 до 17 танков, уцелевших в ходе непрерывных боев, были отправлены обратно в Центральную школу Тиро в Карабанчеле. Вскоре после этого Grupo de Carros Ligeros de Combate была расформирована и танки использовались в основном для обучения личного состава.
После нескольких лет, когда танки использовались только для тренировок и маневров, они были вновь применены в конце 1930 года. К этому времени Мигель Примо де Ривера ушел с поста диктатора, и его сменил генерал Дамасо Беренгер. Военная диктатура, поддерживаемая монархом Альфонсо XIII, была крайне непопулярна среди политического истеблишмента, населения и даже среди личного состава вооруженных сил.
12 декабря 1930 года два капитана армии в северо-восточном городе Хака подняли восстание и провозгласили республику. После первых успехов они двинулись на Уэску, где потерпели поражение. Попытка переворота не смогла рассчитывать на поддержку. 15 декабря, когда два капитана армии уже были казнены за мятеж, генерал Гонсало Кейпо де Льяно и командующий ВВС Рамон Франко (брат генерала Франсиско Франко, будущего диктатора Испании) захватили мадридскую авиабазу Куатро Вьентос и совершили полеты над Мадридом, подстрекая рабочих и население к забастовке против монархии и в поддержку республики.
Для захвата базы была отправлена колонна из нескольких Renault FT, но до их прибытия Кейпо де Льяно и Рамон Франко бежали во Францию, где они оставались в изгнании до провозглашения Республики несколько месяцев спустя, в апреле 1931 года. Renault FT продолжали служить и во времена Второй Испанской республики, а во время Гражданской войны в Испании принимали участие в боевых действиях с обеих сторон. Но это, как говориться, уже совсем другая история.