Каждый человек, живущий, казалось бы, счастливой по меркам общества жизнью, имеющий успешную карьеру, брак, знающий радость отцовства или материнства, глубоко внутри себя может быть сильно травмированным и в действительности ощущать себя несчастным. Такой человек проживает двойную жизнь - глубокую внутреннюю, страдающую,плачущую, о которой никто не знает, даже он сам и внешнюю - красивую обертку, соответствующую всем принятым нормам, правилам, обычаям. И такая картина ужасает. Человек внешне счастливый, может улыбаться и одновременно внутри себя сильно плакать. Ну а кто же плачет внутри человека? И кто заставляет его улыбаться? И есть ли кто-то еще в человеческом сознании, кто не хочет следовать общепринятым нормам, а хочет улыбаться только тогда, когда ему захочется, тот, кто чувствует себя свободным и искренним?
Внутренние дети
Задавая такие вопросы, невольно возникает ощущение будто речь идет о нескольких людях внутри одного человека. И это действительно так. Конечно не в буквальном смысле, а на уровне сознания. Та часть, которая свободна и искренняя, является ничем иным как творческим или изначальным ребенком. Именно она живет в нас с самого рождения, именно ей подвластно сознание человека в детстве.
По мере своего развития эта часть встречается с болью, которая может быть разная, душевная ,физическая. С каждым разом эта боль копится, ее становится все больше и больше, так что неокрепшая детская психика становится не способна с ней справится. Появляется плачущий ребенок ,он берет боль на себя. И тут на помощь должны прийти родители. Они должны помочь ребенку справится с болью. Они должны быть настолько внимательны к своему чаду ,чтобы заметить малейшие изменения в его поведении, реакциях. Выстроить с ребенком доверительные отношения, предполагающие желание ребенка делиться с родителем своими мыслями и чувствами.
В случае дефицита любви, холодности в детско-родительских отношениях, игнорировании базовых потребностей, ребенок остается один на один с морем боли и слез внутри себя. Чтобы справится с болью внутри ребенка возникает еще одна часть - контролирующая. Ее главная задача - скрыть как можно глубже эту боль в бессознательное при помощи защитных механизмов. Так ребенок растет, его сознанием управляет контроль, где-то глубоко внутри спрятана сильнейшая непрожитая боль, а о свободе он даже не вспоминает, не думает, и не мечтает.
К счастью или к сожалению ,но сосуд человеческой души, в котором собирается вся невыплаканная боль, и доступ к которому у человека закрыт, имеет свои размеры и у всех они разные. В вышеописанных обстоятельствах у человека есть ровно как два пути. Либо продолжать жить, не замечая внутреннего плача, пока его сосуд не наполниться и не лопнет. Что это может означать? Самое неприятное - болезни, психосоматические симптомы, психическое расстройство, смерть. Либо открыть сосуд и постепенно доставать из него по крупицам не прожитую боль, негативные эмоции, осознавать их, присваивать их, проживать их, отпускать их и не копить больше внутри себя. И это прямой путь к обретению счастья. Когда сознанием будет управлять взрослый, а помогать ему будут тот самый плачущий ребенок, все еще принимающий на себя боль и помогающий нам пережить ее в первые минуты, но уже не загнанный в глубины бессознательного и не запертый там; творческий ребенок, дающий нам свободу творчества, мысли, действий, и контролирующий ребенок, который помогает с дисциплиной, ответственностью и осознанием своих и чужих границ. Вот в такой компании во главе со взрослой частью, где все члены знакомы с друг другом и не имеет к друг другу никаких претензий, и заключается психологическое здоровье человека. Знать и принимать и понимать необходимо каждого своего ребенка.
Выбор зависит от самого человека, но как бы он не пытался делать вид, что в нем нет боли, она самостоятельно и порой весьма настойчиво пытается любыми способами донести до сознания о своем бедственном положении. Кто-то способен услышать этот крик о помощи и распознать тайные знаки. Внезапный удушающий кашель принять не за простой физиологический процесс, а за сигнал SOS, щемящую тоску на душе за сигнальную ракету. Кто-то так и будет безучастен к своей внутреннему плачу, пытаясь добавить еще больше контроля и “взять себя в руки”. Казалось бы что плохого в контроле? Метафорично этот самый контроль и есть пробка, которой человек все глубже и глубже наглухо пытается заткнуть сосуд с болью, тем самым приближая его к неминуемому взрыву.
Каждый человек индивидуален в своем море слез. У каждого оно свое, своего размера, цвета, густоты и сравнить два человеческих сосуда наполненных болью невозможно. Каждый из них по своему важен ,каждый из них наполнен своей персональной болью. И тот человек, которого не любили родители в детстве, страдает не меньше того ,кто подвергся в детстве сексуальному насилию. Боль у каждого своя и болит она одинаково больно для каждого своего владельца боли.
Невыпущенная наружу боль, непрожитая, может породить и желание причинять эту боль другому. Боль найдет выход в любом случае, и самое ужасное если этот выход будет иметь преступный характер.