Сарматы, загадочный древний народ, которого часто называют «рыцарями степи», остаются окутанными тайной. Их происхождение и окончательная судьба остаются неуловимыми, что побуждает рассматривать их как фигуры исторической мифологии, а не достоверной истории.
Романтическая легенда повествует об их происхождении из скифского племени, побужденных к действию нападением на их пастуха. Выяснилось, что нападавшие были женщинами-воительницами — амазонками. Эти скифы отправили своих самых красивых мужчин в качестве послов для переговоров, что привело к слиянию родословных скифов и амазонок. Эта новая смесь породила сарматов, народ, прославившийся своей красотой и непобедимостью, завоевавший огромные территории.
С научной точки зрения сарматы представляли собой кочевые ираноязычные племена, населявшие степную область Евразии с IV века до н.э. до начала нашей эры. Несмотря на это определение, некоторые источники утверждают, что Сарматия в ту эпоху простиралась на всю Восточную Европу.
Геродот, древнегреческий историк, описывал границы Сарматии как территорию к северу от реки Дон. Для их описания использовался термин «савроматы», который, как полагают, происходит от слова «саоромант», означающего «опоясанный мечом» на иранском языке.
В одной исторической главе прослеживаются связи сарматов с Римской империей. В 175 году Марк Аврелий завербовал 8000 сарматов, возможно, вдохновив легенду о короле Артуре. В легенде присутствуют сарматские элементы, в том числе мотив меча в камне, напоминающий о сарматских ритуалах.
Клавдий Птолемей, греческий ученый, очертил Сарматию в своем Руководстве по географии, разделив ее на азиатский и европейский сегменты. Хотя начался упадок сарматов, их присутствие на европейских картах сохранялось до 15 века.
Археология раскрыла особую грань сарматского быта — изысканное мастерство наряду с военными подвигами. Новочеркасский клад с его богато украшенными украшениями, украшенными драгоценными камнями и эмалью, является известным образцом, относящимся к I-II векам нашей эры.
Погребальные артефакты проливают свет на сарматские обычаи, предполагая, что они верили в очищающую силу поклонения солнцу и огню. Примечательно, что женщины имели высокий статус и сражались на стороне мужчин. В женских захоронениях были найдены бронзовые наконечники стрел и оружие, повторяющие миф об амазонках.
Археологи также обнаружили удлиненные черепа в сарматских погребениях, возможно, в результате искусственной деформации - практики, при которой головы младенцев должны были изменить их форму. Некоторые предполагают, что эта практика могла повлиять на русский народный кокошник.
Загадка сарматов постепенно разгадывается через материальные остатки, намекая на сложное общество, в котором воинская доблесть сочеталась с художественным великолепием.