Найти в Дзене
Анастасия Лобская

Прибил Папу Римского и поставил Гитлера на колени: Маурицио Каттелан, постмодернистский обличитель проблем современности

В декабре 2019 года посетители выставки Art Basel в Майями-Бич стали свидетелями странного зрелища: одетый в темно-синюю рубашку человек сорвал со стены галереи приклеенный скотчем банан и съел его. Из комментариев, которыми сопровождалось поедание тропического фрукта, становилось ясно, что это вовсе не проявление вопиющей наивности случайного простеца, а спланированный художественный перфоманс. «Едок банана» тоже был художником по имени Дэвид Датуна, и он прекрасно понимал, что уничтожает арт-объект, уже проданный за 120 тысяч долларов.

Маурицио Каттелан. "Комедиант", 2019
Маурицио Каттелан. "Комедиант", 2019

Автором инсталляции, состоявшей исключительно из банана, скотча и стены, был Маурицио Каттелан, итальянец, неоднократно ставивший мир современного искусства на уши. Творческую карьеру он начал в конце 1980-х годов, перепробовав до того весьма широкий спектр профессиональных занятий. Он побывал даже донором спермы: сей факт его биографии отражен в инсталляции «Сперматозоидики», состоящей из десятков маленьких латексных (материал в данном случае, конечно же, имеет особенное значение) автопортретов художника. Несколько лет назад эту работу можно было увидеть в Москве на выставке коллекции фонда Louis Vuitton в ГМИИ им. Пушкина.

Маурицио Каттелан. "Сперматозоидики", 1997
Маурицио Каттелан. "Сперматозоидики", 1997

Настоящая слава пришла к Каттелану в середине 1990-х. В 1996 году он создал инсталляцию: сидящее на стуле чучело белки, голова которого лежит на кухонном столе. У задних лап белки валялся пистолет, а в центре стола стоял пустой стакан. Даже удивительно, что работа, настолько экспрессивно рассказывающая о крайней степени отчаяния, была выполнена итальянским художником, ведь в итальянском языке не существует никакой ассоциативной связи между стаканом, милым рыжим зверьком и вызываемой ими тотальной личностной деградацией. Особенный цинизм заключался в названии работы: Bidibidobidiboo, набор звуков, созвучный заклинанию феи-крестной из старого диснеевского мультика про Золушку – истории про социальное восхождение, а вовсе не наоборот.

Маурицио Каттелан. "Bidibidobidiboo", 1996
Маурицио Каттелан. "Bidibidobidiboo", 1996

В конце 2000 года Каттелан стал причиной крупного скандала. Национальная галерея Захента в Варшаве планировала выставку, целью которой было показать изменения польского искусства в течение XX века. Организаторы пригласили поучаствовать и Каттелана с его работой «Девятый час». Название отсылало принятому в христианской традиции времени смерти Христа, а сама инсталляция представляла собой гиперреалистическую скульптуру Римского Папы Иоанна Павла II, пригвожденного к полу крупным метеоритом. По словам самого художника, метеорит должен был символизировать тяжесть забот о целом свете, выпавших на долю понтифика. Однако здравствовавший на тот момент Иоанн Павел II был поляком и первым неитальянцем, избранным главой католической церкви за последние примерно полтысячи лет. Его соотечественники, которые относились к Иоанну Павлу II как к национальному герою, увидели в работе Каттелана что угодно, но только не произведение искусства, полное сложных и противоречивых аллюзий. Кто-то положил к скульптуре цветы, кто-то попытался прикрыть ее белой простыней, чтобы она не смущала взоры посетителей выставки. Как писали польские СМИ, один консервативный политик даже попытался снять с изображения понтифика камень, при этом случайно оторвав ему ногу. Надо полагать, попытки заступиться за Иоанна Павла II только добавляли происходящему макабра.

Маурицио Каттелан. "Девятый час", 1999
Маурицио Каттелан. "Девятый час", 1999

Эти приключения не отвратили Каттелана он дальнейших экспериментов с польской публикой. В 2012 году он выставил в варшавском гетто свою скульптуру HIM: реалистичное, только уменьшенное по сравнению с оригинальным, изображение Адольфа Гитлера на коленях, со сплетенными пальцами рук и обращенным, как в молитве, к небу взглядом. Название работы было написано заглавными латинскими буквами, и какой именно смысл вкладывал в него автор, было не совсем ясно: то ли речь шла о личном местоимении на английском языке в отношении человека, не нуждающегося в особом представлении, то ли о каком-то акрониме (вряд ли к этому имеет отношение когда-то известная финская рок-группа, да и словосочетание His Infernal Majesty слишком бы льстило самому ненавидимому человеку на планете). Демонстрация воскового Гитлера в Варшаве не вызвала такой выраженной реакции, как «Девятый час» в свое время, хотя натуральные волосы, использованные при создании скульптуры, вполне могли вызвать неприятные ассоциации у тех, кто бывал на экскурсии в Освенциме.

Маурицио Каттелан. "HIM", 2001
Маурицио Каттелан. "HIM", 2001

В 2016 году скульптура HIM была выставлена продажу на тематическом аукционе Christie’s с оптимистичным названием «Обреченные на провал» (Bound to Fail) и ушла с молотка более чем за 17 миллионов долларов. В том же году «Девятый час» включил в заставку к сериалу «Молодой папа» режиссер Паоло Соррентино, чем поспособствовал росту известности произведения и его автора даже среди тех, кто никогда раньше о нем не слышал.

-7

Вышеперечисленное – лишь малая часть работ, созданных Каттеланом, и скандалов, вызванных ими. В чем же заключается секрет его успеха? Наиболее очевидный ответ на этот вопрос сводится к стенаниям, до чего же докатилось современное искусство, если удача в нем улыбается в основном тем, кто лезет из кожи вон в попытках кого-нибудь оскорбить и скандализировать. Но самый очевидный ответ не всегда означает самый верный. Дело в том, что Каттелан является до мозга костей постмодернистом и воплощает наиболее характерные черты, свойственные этому состоянию культуры.

К итальянскому художнику давно приклеилось прозвище «придворного шута мира искусства». Не столько в смысле того, чья задача - потешать публику, сколько как человека, который, пользуясь своим подчеркнуто несерьезным статусом, на деле является единственным, кто может прямо в лицо рассказывать королю и придворным неприятную правду. Арт-критик Франческо Бонами пошел дальше и назвал Каттелана ни много, ни мало как «Савонаролой, переодетым в акробата». Напомню, что Джироламо Савонарола – это монах-доминиканец, захвативший власть во Флоренции в XV веке, после смерти блистательного Лоренцо Великолепного, и буквально в течение нескольких месяцев заставивший флорентийцев, еще недавно купавшихся в роскоши, сжигать на «кострах тщеславия» дорогую одежду, украшения и произведения искусства.

Каттелан говорит о проблемах современности, подвергая критике так называемые метанарративы: религию, историю, науку и, собственно, само искусство. «Как Джорджо Моранди так долго смотрел на свои бутылки, что делал из них шедевры, так и Каттелан настолько глубоко всматривается в свои недостатки, что превращает их в произведения искусства», - писал Франческо Бонами.

Перфоманс Давида Датуны, легким движением челюстей уничтожившего арт-объект ценой более чем в сотню тысяч долларов, вызвал бурную дискуссию в самых широких кругах: а насколько вообще подобное произведение может называться искусством? Однако Датуна лишь заострил идею, которая изначально была заложена в «Комедианта» самим Каттеланом. Не зря же он его так назвал: легко заметить, что название для работ художника имеет ключевое значение, обогащающее визуальный ряд дополнительными коннотациями.

Некоторые исследователи сравнивают Каттелана с Марселем Дюшаном, тоже проверявшим сам концепт искусства на прочность. По сути, повесить на стене галереи подгнивший банан – жест, вполне сравнимый с тем, что Дюшан сделал в 1917 году для выставки Общества независимых художников.

Марсель Дюшан. "Фонтан", 1917
Марсель Дюшан. "Фонтан", 1917

Можно было бы обвинить Каттелана во вторичности, если бы не одно «но»: цитатность, апроприация, интертекстуальность как сложная система отсылок и аллюзий являются одной из основных черт постмодернистского искусства. Как писал известный теоретик искусства Борис Гройс, вопрос о легитимности художественной апроприации является принципиально важным для искусства всего XX века. Если для авангарда, пользуясь его словами, «апроприация равна плагиату», то в рамках многих других направлений она рассматривается как легитимная художественная практика. То есть, говоря простыми словами, это фича, а не бага.

«Комедиант» Каттелана, если присмотреться к нему внимательно, отсылает не только к Дюшану. В скандальной инсталляции используются самые простые и дешевые материалы, а в этом можно увидеть ассоциации с Арте повера – художественным движением, способным инкорпорировать в конвенциональное искусство даже кучи мусора. Арте повера изобрели итальянцы, и не вызывает сомнений, что Каттелан знаком с их творчеством.

Микеланджело Пистолетто. "Венера тряпичная", 1967
Микеланджело Пистолетто. "Венера тряпичная", 1967

Банан может отсылать к другой известной работе, тоже итальянского автора: «Неуверенности поэта» Джорджо де Кирико. В своей работе Де Кирико ведет диалог со временем, и связка подгнивающих бананов является тем единственным, что выпадает из общей атмосферы безвременья, создавать которую де Кирико был настоящим мастером. И городской пейзаж, и скульптурный торс практически неподвластны ходу времени, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, а вот бананы демонстрируют, что стрелки часов все же движутся, и достаточно быстро.

Джорджо де Кирико. "Неуверенность поэта", 1913
Джорджо де Кирико. "Неуверенность поэта", 1913

Невозможно не вспомнить и совместный альбом рок-исполнителей The Velvet Underground & Nico, обложку которого украшал банан работы короля поп-арта Энди Уорхола.

Энди Уорхол. Альбом The Velvet Underground & Nico, 1967
Энди Уорхол. Альбом The Velvet Underground & Nico, 1967

Обращение к корпусу работ предшественников, очевидно, придает любой работе дополнительные смыслы, и неважно, заимствуются они или наоборот, автор производного произведения вступает в дискуссию с первоисточником. Перфоманс Датуны с работой Каттелана как бы связывает банан с еще одним произведением – «Дерьмом художника», Пьеро Мандзони: всем же понятно, в какую именно субстанцию превратит банан путешествие по его организму.

Пьеро Мандзони. "Дерьмо художника", 1961
Пьеро Мандзони. "Дерьмо художника", 1961

Но и зрительская реакция, безусловно, является самостоятельным аспектом произведений Каттелана. В 1967 году французский философ Роман Барт заявил о «смерти автора», провозгласив таким образом ценность любой зрительской или читательской интерпретации. Работа живет своей жизнью в отрыве от автора, и бурное обсуждение является отдельной частью его бытия. Ну а порождаемая этой дискуссией узнаваемость автора работает на рыночную капитализацию его произведений.

Важно отметить, что Каттелан не изготавливает свои скульптуры самостоятельно. Он лишь генерирует идею, а ее воплощением занимаются профессионалы. С одной стороны, это показывает нам, что в современном искусстве концепция нередко ценится выше ее практической реализации. С другой, нужно быть внимательным к интеллектуальным правам: в прошлом году французский скульптор Даниэль Дрюэ, много лет выполнявший для Каттелана скульптуры, подал на итальянского художника в суд с требованием признать его соавтором работ.

Текст: Анастасия Лобская, искусствовед

Оригинал опубликован: Artocratia, 04/02/2023

Также на эту тему: Когда банан – это не просто банан