Предыдущее:
Лунные корабли - продолжение 3.
Сегодняшнее "продолжение 9" непосредственно вытекает из "продолжения 3", и поста:
Лунный модуль.
"Паучок" с треугольными "глазами" иллюминаторами. Чем то напоминающий грустного Пьеро.
Формой "глаз-иллюминаторов".
Дизайнерская находка? Не исключено...
Два иллюминатора.
Вы задумывались - почему два? И зачем два?
Вроде как логично - ЛМ идет на посадку, в ручном или частично ручном режиме, два астронавта в четыре глаза внимательно рассматривают лунную поверхность, выбирая точку прилунения - разрешение лунных карт того времени, "на скорую руку" сделанные при помощи автоматических аппаратов имели разрешение, за которым легко спрячется и кратер в несколько раз больший размаха "лап" ЛМ, и булыжник, ростом повыше "паучка"...
Два, разумеется, лучше чем один. Но все же... У каждого иллюминатора свое поле зрения, свой обзор. То, что видит один астронавт - не видит другой.
Помните анекдот:
- Штурман! Приборы?!!
- Двадцать!!!
- Что двадцать...?
- А что приборы...?
Примерно так может выглядеть "помощь" второго астронавта.
Два иллюминатора, два астронавта, один пилотирует и ведет на посадку, а второй, как пассажир, может любоваться видом во второй иллюминатор.
Взять управление как второй пилот на самолете? Может быть, вот только на самолете у командира и второго пилота одна "картинка". Здесь - две, и в зависимости от расстояния до иллюминатора могут даже не перекрываться.
Немного про тренировку посадки.
Про летающий тренажер и его особенности я писал в "Продолжении 7". Тренажер весьма далек от оригинала - ЛМ - причем в ключевых вопросах - положение астронавта - сидя - и обзор - никак не похоже на обзор в иллюминатор. А ведь астронавты и прилунялись и взлетали - как и на тренажере - только обзор в иллюминатор, в шлеме, через поднятую пыль...
Но тренировались посадке астронавты и на устройстве попроще, но побольше - тренировочном кране
"Лунный пейзаж" под краном - никакой по достоверности и правдоподобности - этакий "мультяшечный"
Сравните это с фото лунной поверхности, снятые самыми разными аппаратами - теми же "Лунами" и "Луноходами" - сходство очень и очень отдаленное.
Но интереснее другое - а на чем же будущие астронавты тренировались? Посадке? Ведь под кран можно было повесить любой макет?
Тренажер с большим прямоугольным (или скорее трапециевидным) окном-иллюминатором.
Вид "со спины"
Вертикальная узкая кабина, видны привязные или страховочные ремни - вертикальное, стоячее положение астронавта при тренировках, вероятно, соблюдено.
Но! один астронавт, а не два, один иллюминатор, большого размера и прямоугольной (трапециевидной) формы - и все это (фото) датируется, по разным источникам, интервалом от 1967 до 1969 годов.
Цветное фото Нила Армстронга - 12 февраля 1969 года - полгода до полета, а Лунный модуль имитируют чем то, похожим на "Сервейер на стероидах".
Был ли готов Лунный Модуль к этому времени? Очень сомнительно.
Разработать, изготовить, испытать, доработать, довести до высочайшей надежности - и при этом в 1967 году еще не имели представления о том, как этот аппарат будет выглядеть... Что то здесь не складывается...
Возможно, его дизайн и его макет был разработан в самый последний момент. В том числе и треугольные иллюминаторы. А тренировались астронавты на других аппаратах. А что тут такого? Они же супермены - спокойно могут пересесть с самолета на вертолет, на котором никогда не летали, и показывать чудеса пилотажа... Примерно так выглядят их тренировки и безукоризненные посадки.
Это не исключает вариант особой секретности - ЛМ разрабатывался без какой либо утечки информации, и астронавты тоже не знали, на чем они полетят.
Но тогда опять то же - как они, на незнакомом аппарате так безукоризненно прилунились? Ведь тренировались они совсем на другом аппарате...
В дополнение к этому всему - мои опыты по статическим (фото) изображениям через маски.
Динамику - видео - надеюсь сделать в ближайшее время. Видео гораздо более показательно, показывает как приближается, увеличивается "картинка", "уползает" под ноги, как пропадают (уходят из поля зрения) многие детали при приближении "посадки". Но это все - немного позже.
В статье "Продолжение 3" - выше на нее ссылка - было следующее:
Для "очумелых ручек".
Любой из вас может провести простенький эксперимент. Взять непрозрачный материал - например, бумагу или картон - шириной около полуметра и длиной в метр. Три отдельных куска. Вырезать в одном треугольник вершиной вниз, во втором - круг, в третьем - квадрат или прямоугольник. Примерно равной площади.
Сесть в автомобиль. По очереди прикладывать вырезанные имитации иллюминаторов к лобовому стеклу и пробовать рассмотреть дорогу. Ни в коем случае не пытаться ехать! Рассматривать всякие возможные неровности, ямки и камешки, которые случайно попасть под колеса. Потом самостоятельно сделать выводы - какая форма иллюминатора лучше. Может быть это будет треугольная, вершиной вниз...
Конец цитирования.
После некоторых размышлений я пришел к выводу, что критерием подобия должна быть не площадь, а "характерный размер", а именно - сторона треугольника, сторона квадрата, диаметр круга - поскольку от этого зависит степень ослабления основной несущей конструкции. Затем немного скорректировано - треугольнику дана некоторая "фора".
Потому "маски" получились такие
Вытянутые по вертикали - из за наклона стекла "автомобиля-реквизита"
Можно было маску установить вертикально, не делать никаких ее "деформаций" - но так как в дальнейших планах присутствует "динамика" - выбран был такой вариант.
Маски:
Поле с "предметами".
"Аппарат"
Слегка с наклоном вперед
Как встает маска
На этом кадре - с такого расстояния - перспективное сужение выреза хорошо компенсировалось его расширенной вниз формой. Боковые стороны "маски" параллельны, но перспектива делает свое дело.
Что видно через маски?
Квадрат
Перспектива "свое взяла" - при приближении фотоаппарата к маске получилось перспективное сужение и некоторое искажение.
Круг (круг получился весьма условный - в дальнейшем проведем работу над ошибками)
Треугольник
Сведем все вместе
Как видите - треугольный иллюминатор вершиной вниз из ближнего плана оставляет этакую "замочную скважину" в которую практически ничего не видно.
Немного выводов.
При посадке, при визуальном выборе посадочной площадки через треугольный иллюминатор, по мере приближения аппарата к выбранной точке поле зрения и угол обзора этой площадки сужается. Сужается в значительно большей степени, нежели у круглого и квадратного (прямоугольного) иллюминатора. До размера "замочной скважины". При внезапном обнаружении в выбранном месте посадки какого либо препятствия - впадина, кратер, выступ, камень - у астронавта нет визуальной информации для маневра по курсу - боковые стороны иллюминатора "срезают" изображение. Остается вариант - лететь вперед, пока площадка не будет найдена, или пока не кончится топливо. Кроме того, из за "замочной скважины" препятствие/помеха, идущее под боковую опору может остаться просто незамеченным и аппарат на посадке может перекосить больше допустимого, до невозможности взлета.
На тренировочных аппаратах - как летающем, так и подвешиваемом под кран - использовались иллюминаторы не треугольной формы, или совсем не использовались (на некоторых вариантах летающих макетов).