Найти тему
Вечерняя Москва

Интернет попал под подозрение: зачем МВД расширять доступ к информации

Министерство внутренних дел России предложило внести поправки в Закон «Об оперативно-разыскной деятельности».

Цель благая — расширить доступ к информации при расследованиях. Если поправки пройдут все законодательные процедуры, силовики будут без решения суда, исключительно в интересах следствия, получать доступ к данным граждан, которые хранятся у операторов связи в дата-центрах и облачных хранилищах.

Инициатива МВД является логичным продолжением так называемого пакета Яровой, который обязывал операторов связи хранить все данные в течение шести месяцев.

Закон был принят в 2016 году и вызвал горячие дебаты — расценивалось как покушение на личные свободы граждан. Но тогдашний уровень киберпреступности по сравнению с нынешним — детские игрушки. Виртуальная уголовщина растет быстрее грибов после августовского дождика. Хотя надо сделать поправку: грибы эти липкие и ядовитые, самые отравленные мухоморы.

Трудно найти гражданина, который не подвергался бы телефонным атакам кибермошенников. Часто по несколько раз на дню. Особенно страдают от этого наши пенсионеры, которым трудно приноровиться к жестокой поступи технологического века. Распространились интернет-преступления с использованием частных сетей (VPN). В 2022 году, по данным МВД, было выявлено 522 тысячи таких нарушений. Это 22 процента общего количества преступлений в стране.

Иными словами, в XXI столетии каждый пятый уголовник сидит за компьютером и вполне, по прежним категориям, может быть отнесен к категории «ботаников». Уголовники из блатного мира уходят в прошлое, как трубочисты, водовозы и фонарщики. Сутулый очкарик — новый образ уголовного авторитета. Еще недавно, в годы общего упоения и повальной влюбленности в горизонты интернета, невозможно было представить, что мы столкнемся с повторением вечной истории о монстре Франкенштейна, который преследует создателя… В проекте МВД говорится о широком распространении преступлений с использованием банковских карт, интернета, компьютеров и мобильных устройств. Но из-за отсутствия у оперативников законных механизмов для поиска преступников 71 процент уголовных дел, то есть две трети, оказались в настоящее время приостановлены.

 Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

МВД полагает, что кибермошенники живут припеваючи, потому что у силовиков нет на них управы. Вроде как ловить рыбу портфелем.

Удалить следы преступления с электронных устройств проще и быстрее, чем стереть отпечатки пальцев с традиционных орудий. Разрешение суда превращается в индульгенцию. Пока суд да дело, режим реального времени не сработал, информация утекла бесследно. Мы все смотрим детективы и знаем, что преступления раскрываются по горячим следам. Силовики уверены: суровая жизнь диктует новые требования и интернет должен стать доступным для оперативно-разыскной деятельности. Однако наша драматическая история не позволяет забыть, что бесконтрольность силовых структур, которые провозглашают высокие и благородные лозунги, может привести к страшным трагедиям.

Предложение МВД о доступе к электронным устройствам граждан без судебного решения необходимо проверить на соответствие Конституции РФ. Тайна переписки — одна из гарантий, которая записана в отдельной статье российской Конституции. А еще Конституция должна укреплять правосудие. А оно пока слишком часто не может дотянуться до киберпреступников.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

Противоядие от бесчеловечности: о чем Корней Чуковский кричал на страницах «Вечерней Москвы»

Цена слишком высока: диетолог Соломатина объяснила, чем опасны монодиеты