История - дама обманчивая, кажется далёкой и непостижимой даже в тех случаях, если её покрывало лежит у наших ног. Так рассматривая в очередном музее керамическую скульптуру "Пойманная птица"/"Gefangene Vogel" (которая больше известна как "Женщина-бабочка"), мне казалось, что этот образ остался в "ревущих 1920-х", между нами - больше ста лет. Изучая эту работу, с удивлением узнала, что немецкая танцовщица Луиза "Нидди" Импековен, вдохновившая венского художника-скульптора Йозефа Лоренцля, прожила долгую жизнь и ушла в вечность в 2002 году.
Луиза "Нидди” Импековен дебютировала на берлинской сцене на благотворительном спектакле в шестилетнем возрасте и с тех пор покоряла публику удивительными танцами. В первой большой сольной программе в 1918 году она исполнила танец "Птица в клетке".
Скульптура "Пойманная птица" в разных музеях и коллекциях атрибутируется по-разному. В большинстве случаев - "Пойманная птица" или "Птица в клетке", иногда - "Женщина-бабочка". Причина, по которому произошло такое замещение понятно, декор платья в ранних версиях имитировал птичьи перья, в более поздних - крыло бабочки или паутину с трепещущими бабочками.
Скульптура Лоренцля - завораживающая. Куда ни поставь - на письменный стол или комод - с разного ракурса она хороша: так грамотно проработана общая, полная экспрессии и динамики композиция, так детально выполнены все элементы - от кончиков пальцев до блеска яркой глазури её фантазийного платья!
В отличие от хрисоэлефантинной скульптуры Лоренцля, керамическая изготавливалась значительными партиями на венской фарфоровой мануфактуре Фридриха Гольдшaйдера/ Goldscheider'sche Porzellan-Manufacturer und Majolica-Fabrik.
Видов "Пойманной птицы" несколько, керамические фигурки представлены в четырёх размерах и двух позах (такова статистика на сегодняшний день). Самая большая работа этой серии имеет высоту 45 см, самая маленькая - 20 см. Существует и редкие образцы - интеграция этой скульптуры в конструкцию настольного светильника в качестве дополнительного декора.
Если колористика и тематика росписи (перья, крылья бабочки) вариативны, то технология росписи неизменна: в 1920-е на фабрике активно использовался аэрограф - пневматическое устройство, разбрызгивающее краску. Благодаря плавности распыления красочного слоя можно было добиться тонких, тональных переходов цвета, передать оригинальную фактуру и текстуру, создать объём.
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!