Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как СССР купил у немцев уникальный плавучий кран, а англосаксы такие же попросту отняли

Правда, такой отъём называется звучным словом "репарации", но суть остаётся той же, не так ли?

Всего их было построено четыре единицы. Один был повреждён авиацией союзников, затоплен, после войны поднят немцами и восстановлен, но уже в меньшем размере.

Второй достался англичанам, потом в 1951 году перепродан французам и при буксировке в Северном море во время шторма перевернулся и затонул. От большого ума его буксировали без разборки вертикальных конструкций при весе стрелы в 400 тонн и высоте 114 метров.

Куда более интересна история третьего. В 30-е годы СССР планировалась постройка серии линкоров типа "Советский Союз", которые на тот момент могли стать самыми крупными в мире. Для строительства таких гигантов необходимы мощные подъёмные краны, поэтому в Германии были заказаны три плавучих крана грузоподъёмностью до 350 тонн, по тем временам соперников у них не было, по крайней мере ещё в 1957 году выживший был объявлен самым крупным действующим плавкраном в мире.

Немцы ещё не ввели в действие ни одного такого у себя, когда в 1940 году началась буксировка в Ленинград готового понтона 62х33 метра со всем необходимым оборудованием, в том числе и мощной дизель-электрической станцией. Немцы вам не французы, поэтому стрелу должны были отбуксировать отдельно. Немецкие специалисты прибыли для монтажа и наладки, но тут наступил июнь 1941 года и за несколько дней до начала войны все они организованно убыли в фатерланд, а стрела, которую уже буксировали заказчику, утоплена в Финском заливе.

Уже к ноябрю 1941 года электростанция понтона была подключена к сетям Балтийского завода и несмотря на критическое положение с топливом для дизелей вносила свой вклад выработку электроэнергии. И то сказать, электростанция плавкрана состояла из трёх основных дизелей мощностью 900 л/с, с тремя генераторами мощностью 550 квт каждый, напряжением 800 вольт переменного тока

Эта электростанция обеспечила ремонт линкора "Октябрьская Революция", крейсеров "Киров", "Максим Горький", "Петропавловск", лидер эсм. "Ленинград", эсм. "Грозящий", "Сильный", "Славный", "Свирепый", Страшный", "Суровый", ледовый буксир "КП-1", по одной подлодке "С-4", "С-7", "С-9", "Щ-305", "Щ-306", "Ш-307", "Д-2", "Н-2", 284, 285, 286, а также производство 2575 авиабомб "ЗАБ-50", 15144 полковые пушки "П-26",
946 миномётов "М-82", 19542 снаряда "СЧ-76", 6264 снаряда "СЧ-152" и много чего ещё.

Суровый дизайн распределительного щита:

-2

Всё тот же Сименс:

-3

О его достройке после войны есть варианты. Пишут, что новую стрелу для крана соберут по чертежам ленинградского проектного института «Проектконструкция» и управления «Стальконструкция». В эксплуатацию плавкран введут в 1956 г. под названием СПК-1. А в работах снова участвовали немцы, но уже не в качестве вольнонаёмных, ну, вы поняли.

Кран работает и сейчас, вот его снимки, сделанные в апреле 2022 года:

-4
-5

В 1941 году немцы ввели в строй первый и для себя, под названием "Длинный Генрих". Вот в 1943 году он поднимает из воды затопленный датский тральщик:

-6

Трудно сказать, может именно этот достался американцам. Был частично разобран и отбуксирован через Атлантику и Панамский канал в Лонг-Бич. Причём через канал еле протиснулся, между стенами шлюзов и понтоном оставался зазор в 7,5 см.

Дотащить-то дотащили, но как его собирать? Был в США броненосец береговой обороны "Кирсардж"

-7

позже переделанный в плавучий кран

-8

Вот его и привлекли к сборке "Длинного Генриха", которого сперва американцы называли "Немец Герман", а потом и вовсе безлико YD-171

-9

Вот он поднял часть стрелы "Немца". Однако стреле бывшего броненосца не хватало высоты. Тогда догадались поставить немецкий понтон в сухой док на 30 метров ниже уровня моря, а американский кран подплыл и таки смог дотянуться до нужной высоты.

-10

После обширных испытаний в течение года YD-171 был официально принят на вооружение 31 декабря 1948 года и десятилетиями стоял на военно-морской верфи Лонг-Бич. Он поднимал все: от орудийных стволов линкора « Нью-Джерси» (BB-62), паровозов для Южной Кореи, подводной лаборатории SEALAB II, первого атомного реактора на Западном побережье и даже деревянный супергидросамолёт Говарда Хьюза , когда он был выставлен ​​​​на выставке в Лонг-Бич в начале 1980-х годов.

Но пришло и его время. 19 сентября 1994 года YD-171 был признан устаревшим. Он был продан компании Panama Canal Company и перевезен туда в 1996 году — на этот раз на стапель-палубе погружного судна-дока:

-11

Он и сейчас трудится на Панамском канале под названием "Титан"

-12

Ещё о необычных судах:

..................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: