Найти в Дзене
Внимательный Лис

Налим

«Рыбы, о которых я хочу поговорить, называются налим…»

С.Т.Аксаков, «Записки об ужении рыбы»

Прочтя заголовок, всякий, кто хоть немного знаком с русской классикой, возразит: «Ну, после чеховского «Налима» невозможно уже написать что-либо занимательное на эту тему!» Но я и не собираюсь отбирать лавры первопроходца у Антона Павловича, просто хочу поведать свою историю поимки этой удивительной рыбы…

Вообще-то, о ловле налима я всегда имел довольно смутное представление - не такой он уж и частый «гость» в садках и на куканах наших рыболовов. Ещё в детском возрасте, не на шутку «заразившись» рыбалкой, я читал всю подряд литературу по этой теме. И как-то в руки мне попала книжка Аксакова об ужении рыб. Наряду со многими другими непонятными, в том юном возрасте, способами поимки рыбы, меня особо изумило прочитанное там (по памяти): «… по невозможности удить налимов, я люблю ловлю их мОрдами». Помнится, моё живое детское воображение рисовало, как наш патриарх от рыболовства окунает свою «морду лица» в прорубь, и в его бороду, аки в лисий хвост, цепляются скользкие и вёрткие разнокалиберные налимы… словно пиявки. Бр-р-р-р! С возрастом, я конечно, узнал о чьих, вернее: о каких «мордах» велась речь, но этим и исчерпывались мои познания в поимке налимов. Хотя, нет! – В более зрелом возрасте, из трудов другого патриарха от рыболовства, а именно: Сабанеева, мне открылось, что ловить налима можно только в холодное время года, а в летний период он вообще не питается, впадая в полное оцепенение. И тогда поймать его можно разве что посредством устройства купален (см. у Чехова). В наше время уже нет такой моды: возводить купальни, а значит и данный способ утерял свою актуальность… Впрочем, как и аксаковские морды…

Итак, как-то в середине знойного июля мы, с супругой, выбрались отдохнуть на Лапе – старице, что на противоположном от Барнаула берегу Оби.

То самое место
То самое место

Вообще, эта старица – излюбленное место летнего отдыха барнаульцев, уже ввиду близости от города и неплохих песчаных пляжей-наносов. Поэтому, по прибытии, мы обнаружили бесчисленное количество отдыхающих на импровизированном пляже Лапы. Да и чем ещё заниматься, в такую жарищу? Хотя и говорят, что лучше север Кавказа, чем юг Сибири, но летом Алтай, порой даст изрядную фору, относительно жары, не только Северному Кавказу, но даже и всему черноморскому побережью… Предаваться бессмысленному времяпрепровождению не в моих правилах. Потому, окунувшись пару раз в тёплые и мутноватые воды Лапы, и напялив на себя соответствующий прикид (дабы не сгореть под солнцем), я достал из багажника свою надувную лодку, собрал немудрённую снасть: китайский спин «а ля шимано», плюс катушка «Кобра» - допотопный арсенал непродвинутых спиннингистов. И под ехидные ухмылки и шуточки окружающих («Ни хвоста, ни чехуи!»), пустился в плавание… Целью моего демарша была не столько рыбалка – о какой рыбалке могла идти речь в знойный июльский полдень?!. – сколько желание хоть как-нибудь уединиться от оголтелой толпы шумных верещащих отдыхающих. Ну и, заодно, опробовать новую для себя приманку: виброхвост на джиг-головке. Отмахав вёслами изрядное расстояние, неожиданно очутился в тихом безлюдном месте, у самого устья старицы. И здесь, вдалеке от посторонних глаз, заякорился и приступил к оттачиванию мастерства по «джигитованию». Тогда мне были ещё не ведомы тонкости применения этой снасти: типа, ловли на джиг, отводной поводок и тому подобные дроб-шоты. Стыдно теперь признаться: я даже не различал разницы между твистером и виброхвостом. А о существование каких-то там слагов, силиконовых червей и личинок, а также прочих креатур и октопусов… Впрочем, пусть побьют меня камнями истинные профессионалы и ценители ловли на силикон - я и теперь навряд ли смогу выдержать экзамен, даже на обладание какого-нибудь начального «жёлтого пояса» по ловле «на резину». А тогда и вообще, вся моя «джигитовка» сводилась к безыскусному тасканию приманки методом ловли на блесну-вертушку, т.е. по принципу лебёдки.

Видимо, чудо китайского рыбопрома – катушка «Кобра» недаром получило своё название: за выдающееся качество постоянно распускать «капюшон» из лески, который наши рыболовы именуют так же «бородою». После ликвидации очередного «капюшона» (вариант: распутывания бороды), почувствовал, что приманка, успешно достигшая за это время дна, за что-то там зацепилась. Но не намертво, а по ощущениям: будто за пучок водорослей либо иной какой-то придонный хлам…С некоторым трудом выматывая снасть, вдруг ощутил явные толчки на той стороне лески… Неужели щука? Утру тогда нос этим шутникам на пляже… и хвостом, и «чехуёй»! Вот, наконец, из воды показалась разинутая пасть, с засевшим в верхней губе твистером. Я, было, со страхом подумал, что это какая-то огромная змея, типа той же кобры, что во всей красе изображена на шпуле катушки. Но объявившиеся жабры, а затем и плавники – рассеяли моё нешуточное опасение. Налим! Настоящий налим, и притом немалых размеров! Вот – чудо! Не умея толком вообще обращаться со спиннингом, в такое крайне неподходящее для всякой рыбалки время – поймать в тёплой и мутной воде любителя холода и кристальной чисты. Да уж… видимо, Сабанеев дал огромную промашку – вот и верь после этого корифеям!

Прицепив свой драгоценный трофей на случайно оказавшийся в прихваченных снастях кукан, со всей силы погрёб к месту десантирования. Толчки трепыхавшегося на кукане налима радостным набатом отдавались в самом сердце… Впрочем, когда я причалил к берегу, налим уже «приказал долго жить» - видимо, ему не по душе пришлась буксировка в тёпло-мутной водной среде. Но это нисколько не умалило ни моего триумфального возвращения, ни изумления набежавшей толпы. У кого-то даже нашлись весы, и под всеобщие возгласы было объявлено: 2 кг и сто грамм! Среди зевак отыскались и продвинутые рыболовные теоретики-специалисты, которые тут же стали утверждать, что типа «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!»: «Вот и у Сабанеева сказано…» Но их жалкий лепет утонул в волне возражений остальных присутствующих: «И на старуху бывает проруха, а на какого там Сабанеева (да и кто он такой?) - …налим!» Меня, словно победителя престижных соревнований стали осыпать поздравлениями и предложениями увековечить на память посредством фото. И вот оно, в качестве доказательства всему вышесказанному: жаркий июльский полдень, я, налим и… твистер!

-2

До встречи с замечательным Юрием Котляровым!

Другие рассказы

Трудности перевода