ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Сегодня мы прогуляемся по району Сокольники, по тем местам, где организованный турист скорее редкость, нежели правило.
Тем и замечательна Москва - в ней множество интересных локаций в которые вас вряд ли поведут в рамках стандартной экскурсии.
Вы уже подписались на наш канал? Если нет, сейчас самое время сделать это. СПАСИБО.
Поставьте лайк этому материалу, чтобы не забыть это сделать потом. А если не понравится - просто удалите свой лайк.
Нас всегда можно найти:
Новостная группа в Телеграм
Группа в VK
Канал в Дзен
Канал на Rutube
Канал в YouTube
А еще мы есть на Boosty
Итак, мы с вами в Сокольниках, а точнее у станции метро Сокольники.
Сокольники - сосновый бор, примыкавший к Москве с северо-восточной стороны и переходящий в парк Лосиный остров.
Заповедная роща для соколиной охоты высшей знати, стала любимым местом прогулок и отдыха москвичей ещё во времена Петра Алексеевича и сохраняет этот статус по сей день но уже как парк Сокольники - один из самых посещаемых и любимых в парков Москвы.
Первым делом, еще раз, посмотрим на станцию метро Сокольники и вспомним о том, что Сокольническая линия — это первая линия Московского метрополитена, открытая в 1935 году.
Не случайно на схемах метрополитена красная линия обозначается цифрой 1.
Именно от Сокольников до Парка культуры - тот самый первый участок московского метро.
Помните песню Утесова: “Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся от Сокольников до Парка на метро”.
Это именно об этой станции и линии Московского метро.
Интересно что на потолке арки вестибюля метрополитена располагается уникальный витраж из стекла и металла, на котором изображена красная звезда. Это наследие советских времен было восстановлено в 2018 году.
Весной 2023 года была открыта новая станция БКЛ и пересадка с существующей линии. В рамках строительства станции БКЛ, город провел реконструкцию Сокольнической площади, и, в восстановили, уничтоженную в ходе стройки, липовую аллею.
Правда не в полном объеме и здесь теперь скорее “кирпичный плац" и чахлые липы, но это пока…
Кстати: аллея теперь не безымянная, у нее есть название - «Сквер Московского метро». Вполне логично для места, откуда в 1935 году отправился первый поезд Московского метро.
Вот мы и прошли всю площадь и вышли к центральному входу в парк Сокольники, но сегодня мы не пойдем в парк, а как раз наоборот - отправимся в противоположную от парка сторону и немного прогуляемся по району между ул. Стромынка и Рубцовской набережной.
Возвращаемся к станции метро и идём к пожарной каланче так как именно от Пожарной части мы начнем нашу прогулку.
Силуэт пожарной каланчи в Сокольниках знаком горожанам уже почти 140 лет, ведь возведена она в 1884 году по проекту архитектора Геппенера.
Получается что сейчас каланче уже 139 лет.
Значение пожарной службы для деревянной Москвы трудно переоценить.
В 1804 году была создана первая городская профессиональная пожарная команда.
Каланча - была обязательным атрибутом пожарной части. основное назначение - наблюдение за округой на предмет наличия возгорания.
Пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части — вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей.
Максим Карлович Геппенер - большой мастер промышленной архитектуры.
Много важных зданий построил в Москве. Мне больше всего из его работ нравятся Крестовские водонапорные башни, построенные в период реконструкции Мытищинского водопровода в 1890—1893 гг. по заказу и на деньги купца Николая Алексеева.
Вот только жаль, что не дошли они до наших дней и их можно увидеть только в качестве макетов на выставках и музеях.
Небольшую статью о Крестовских водонапорных башнях читайте здесь: https://dzen.ru/a/Y-E4KqbNGWOMGdwd?share_to=link
Интересно: пожарному расчету отводилось 2,5-3 минуты после получения сигнала от наблюдателя на каланче, на то, чтобы выехать на тушение пожара.
В настоящее время каланча не выполняет своей функции, а служит украшением района, но пожарная часть функционирует в полном объеме.
Вполне логично увидеть магазин "01" сразу за пожарной частью. Как говорится: "не отходя от кассы".
Сворачиваем на улицу Барболина, носившую ранее название 4-я Сокольническая и идем к “центру борьбы с туберкулезом.
В целом, этот район известен горожанам благодаря сосредоточению здесь большого количества лечебных учреждений.
Так уж сложилось, что московские купцы, в начале 20 века один за одним строили здесь больницы, богадельни и подобные заведения. Не мало известных фамилий оставили свой след в этом районе.
И слава богу, за годы советской власти не все было утрачено, и даже наоборот, если речь идет о лечебных учреждениях, много сохранилось. (правда не всегда в хорошем состоянии).
Сегодня мы увидели два лечебных учреждения, дошедших до нас из прошлого века.
Первая больница на нашем маршруте - Сокольническая инфекционная больница, построенная в 1904 году по заказу и на средства города.
Это была первая специализированная инфекционная больница в городе. Первоначально здесь лечили от разных болезней – скарлатины, тифа, оспы, малярии и других, а в советское время лечебное учреждение получило противотуберкулезный профиль.
Интересно, что главный больничный корпус был обращён к Стромынской площади, которая позже была застроена; сейчас он выходит на 2-ю Боевскую улицу.
Сложно поверить, но раньше со стороны Стромынки вид был такой.
А сегодня со стороны Стромынки вид закрывает разросшийся стадион, носящий имя братьев Знаменских, а от здания больницы открывается прекрасный обзор на забор.
Больничный комплекс строился с учетом инфекционной специфики заведения, поэтому состоит из небольших отдельно стоящих зданий.
Радует то, что фактически все дошло до наших дней, фактически без утрат.
Идем дальше, по Бабаевской улице.
И следующий объект у нас на пути - Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод.
Завод был основан в 1905 году как «Сокольнические ремонтно-трамвайные мастерские» и предназначался для обслуживания бурно развивающегося в городе трамвая.
За время своего существования предприятие изготавливало широчайшую номенклатуру продукции: трамваи, тролейбусы, фуникулёры для сочинских санаториев, и т.п.
Интересно:
В середине 1950-х предприятие изготовило 18 троллейбусов экскурсионного типа марки ТБЭС для ВСХВ (ВДНХ).
Обратите внимание на знак на "морде" троллейбуса.
По сей день завод работает по своему профилю. например - в 2021 году здесь запущено серийное производство электробусов КАМАЗ.
Ну а через забор можно увидеть всем знакомые с ним электробусы/автобусы.
Выходим на улицу Матросская Тишина.
Интересно: Матросская тишина. Откуда такое название улицы в Москве? Почему матросы и почему они ведут себя тихо?
Во времена Петра I здесь была матросская слобода при парусной фабрике.
После переезда фабрики в Новгород, в ее зданиях был устроен Екатерининский матросский богадельный дом для матросов-ветеранов. Отсюда и название улицы: матросская — потому что на ней жили матросы — ветераны и инвалиды, тишина — потому что была в отдалении от шумного центра города.
А так выглядит сегодня это здание, расположенное по адресу Москва, ул. Стромынка 20.
Здесь сейчас расположен Главный информационно-вычислительный центр РТУ МИРЭА, созданный на базе Московского государственного университета приборостроения и информатики.
Следующий объект у нас на маршруте - Детская городская клиническая больница святого Владимира
Одна из старейших детских больниц Москвы.
Сейчас здесь ведутся масштабные строительные работы, но кое что можно увидеть.
В 1872 году железнодорожный магнат Павел Григорьевич фон Дервиз, в память о своем первенце – Владимире Павловиче, умершем во младенчестве, основал в Сокольниках детскую больницу святого Владимира в память о своём первенце.
Открыт комплекс был в 1876 году. По воле основателя, 100 из 180 мест было зарезервировано для бесплатного лечения детей из неимущих семей.
Вполне вероятно, что многие знают эту больницу как Русаковскую, это имя лечебное учреждение носило вплоть до возвращения исторического названия в 1995 году.
Кирпичные казармы в Сокольниках были построены в последней трети XIX века .
А в начале 21 века из чуть было не снесли, но вмешательство Архнадзора помогло отстоять здание.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при бывших казармах Сапёрного батальона.
Современная история церкви тесно связана с ВДВ, ведь храм является главным храмом Воздушно-десантных войск России.
Интересно: В 1900-1901 годах был подготовлен проект типовой церкви для военных. Первый храм по этому проекту был построен в 1903 году в Петергофе.
Всего в России было построено около десяти подобных церквей.
Церковь на улице Матросская Тишина - единственная такая церковь построенная в 1906 году в Москве.
Поворачиваем на улицу Гастелло и идем в направлении станции метро Сокольники.
Безусловно, мы не пройдем мимо замечательного образца московского деревянного зодчества, мимо, так называемого, дома Страхова.
Удивительно как так случилось, что деревянный дом, построенный в самом начале XX века, сохранился здесь, в столь агрессивном окружении современной застройки? В Москве сохранилось не так много деревянных строений, и тем более удивительно, что этот дом , несмотря на активную застройку района, дожил до наших дней.
Дом принадлежит городу и охраняется, но…состояние строения - убогое.
Справедливости ради нужно сказать, что скорее всего, если бы строение не перешло городу, то его бы уже давно или перестроили или совсем разобрали.
По одной городской легенде, широко распространенной в сети, здесь проживал известный велосипедный мастер Иван Семёнович Родин.
Вполне себе логичное место для небольшой веломастерской, учитывая близость парка Сокольники.
В общем, на этом культурная программа нашей прогулки окончена и у нас осталась чисто практическая - успеть в метро до начала дождя.
Как думаете - успею?
Иду бодро, по пути ещё раз отдаем дань уважения летчику Гастелло и быстро, но не лишая себя удовольствия пофотографировать, движемся к вестибюлю метро.
Успели. И даже ещё есть время сделать пару снимков с этой локации.
К слову - через 10 минут начался третий сильнейший ливень в Москве за лето 2023 года.
Но это было позже, а сейчас в метро и Домой!!!
До новых встречь.
Не забудьте поставить лайки и подписаться на наш канал.
Хорошего вам дня и интересных путешествий.
Скоро на канале WakeUpMen смотрите видео об этой прогулке.
Оставайтесь с нами и не забывайте про алгоритм:
поставить лайк ролику, подписаться на канал и поделиться в комментариях своим мнением.
Если у вас возникло желание поддержать наш канал - сделать это очень просто:
Отправить пожертвование перейдя по ссылке.
Или отправив пожертвование на карту по указанному номеру телефона: