Конец апреля 1945 года. Берлин. Из военных мемуаров Маршала Советского Союза Г. К. Жукова: «Последний бой за имперскую канцелярию, — писал Маршал, — который вели 301-я и 248-я стрелковые дивизии, был очень труден. Схватка на подступах и внутри этого здания носила особо ожесточенный характер. Предельно смело действовала старший инструктор политотдела 9-го стрелкового корпуса майор Анна Владимировна Никулина... Над имперской канцелярией взвилось знамя Советского Союза».
ВСЕМ НАМ известны и имена воинов-героев, водрузивших знамя Победы над рейхстагом. А тут женщина... С алым стягом на одной из главных цитаделей германского фашизма...
...Я сижу в тихой уютной квартире Анны Владимировны и слушаю ее неторопливый рассказ.
С первых дней Великой Отечественной коммунист Никулина надела шинель. Старший инструктор политотдела корпуса 301-й дивизии 5-й Ударной армии, она все время в воинских подразделениях.
— Помню прорыв гитлеровской обороны у Моздока. В задачу роты входил захват укрепленной высоты, — рассказывает она. — Был конец марта, а идти пришлось через камыши по пояс в ледяной воде. Когда мы уже выбрались на берег перед высотой, фашисты заметили наше движение и открыли огонь. Ураганный! Командир роты и его заместитель были убиты прямо рядом со мной. Я осталась старшим по званию офицером. Пришлось повести роту дальше в атаку, на захват высоты. Сначала бойцы бежали за мной, потом опередили и как бы заслонили меня от огня...
За этот подвиг старший инструктор политотдела дивизии А. В. Никулина была удостоена первой боевой награды — ордена Отечественной войны I степени.
География военных дорог офицера Никулиной — это Кубань, Донбасс, Запорожье, форсирование Днепра, участие в Яссо-Кишиневской операции, освобождение Польши, наконец, Берлин...
— Когда мы начали последний бой, — вспоминает Анна Владимировна, — нам пришлось пробивать бреши в цементном заборе, окружавшем канцелярию. Оказавшись во дворе, мы сразу же попали под огонь мощной обороны фашистов. Рейхсканцелярию обороняли отборные подразделения эсэсовцев.
Подавив огневые точки, подбежали к зданию и через окна первого этажа проникли внутрь. Здесь я повела группу бойцов наверх, ведь приказ был: водрузить знамя. Во что бы то ни стало. Гитлеровцы обороняли каждый этаж, стреляли из-за каждого угла, из-за колонн.
Бой шел за лестницу, больше — за ступеньку на ней, за каждый метр. Он стоил жизни многим моим товарищам. И все же мы пробились на самый верх. Начала я взбираться на крышу. Там вынула спрятанное до времени за пазухой знамя и обрезком телефонного провода прикрепила его к металлическому шпилю. Трудно описать, какое у меня было состояние. Я даже не заметила, что по лицу текут слезы: настал миг, выстраданный четырьмя годами войны.
В июне 1945 года А. В. Никулина — участница Парада Победы в Москве. По брусчатке Красной площади прошла она — парторг батальона.
Здесь же, в столице, ждала ее еще одна радость — неожиданная встреча после долгой и тревожной разлуки с сыном Владимиром, теперь уже возмужавшим курсантом мореходного училища. В 1942 году, в разгар войны, 14-летний парнишка, рискуя жизнью, сумел перейти линию фронта и пробраться к своим...
— Вот и исполнится 60 лет, как я — член партии. Рада безмерно тому, что сумела быть полезной людям...
Добавлю: на днях у этой женщины был день рождения — 80 лет.
Низкий поклон вам, Анна Владимировна!
Ю. КАМИНСКИЙ (1985)