Совсем недавно я комментировал открытие памятника Сталину в городе Великие Луки, и вскоре произошло очередное событие, которое говорит о росте популярности человека, правившего страной больше 30 лет.
Опрос общественного мнения, проведенный исследовательской группой Russian Field, показал, что Сталин вошел в тройку самых любимых и уважаемых российских правителей, уступив только Петру I и Екатерине II. Уступить таким самодержцам не стыдно, так что третье место в данном случае весьма почетное.
«Живее всех живых» ‒ в свое время это было сказано о Ленине. Применительно к сегодняшнему дню речь может идти только о Сталине – по степени слепого обожания и преклонения диктатор давно обогнал вождя мирового пролетариата.
В дополнение к сказанному в предыдущей статье хотел бы привлечь внимание еще к нескольким причинам «сталинского феномена».
1. Популярность Сталина растет параллельно с ростом социальных и экономических проблем. Чем больше неблагополучия, тем больше любви к «творцу наших побед».
Приведу пример из прошлого. При Леониде Брежневе, со второй половины 1960-х до начала 1980-х годов, советское руководство перечеркнуло хрущевские разоблачения и поощряло просталинские настроения, не думая, что рубит сук, на котором сидит (оно вообще о многом не думало). Сталина разрешили играть в кино, и когда он впервые появился в фильме «Освобождение», зал рукоплескал и кричал «ура». А водители-дальнобойщики держали в кабинах фотографию генералиссимуса, обязательно в парадном облачении. По этому поводу в американском журнале появилась статья «Сталин на ветровом стекле». На фоне немощной кремлевской геронтократии фигура Иосифа Виссарионовича смотрелась в выгодном свете.
2. Сталин харизматичен, ярок, эффектен, не в пример его последователям. Такому легко и приятно поклоняться, не рискуя уронить себя в собственных глазах.
3. «Сталин выиграл войну» ‒ в обыденном сознании это мнение прочно укоренилось. Разве не стоял он во главе государства, не руководил Ставкой и Государственным комитетом обороны? Факты, свидетельствующие о том, что это руководство далеко не всегда было удачным, в ряде случаев оборачивалось тяжелыми поражениями и человеческими потерями, априори отметаются как наветы. Портят оптимистическую картину. Вот 10 сталинских ударов ‒ это да! Говоря о силах, которые разгромили фашизм, я ставил бы на первое место советский народ и Красную армию.
4. Столь же широко распространено мнение, что Сталин не повинен в репрессиях, а если и повинен, то не в той степени, как это пытаются доказать его враги. Потому что они враги, этим все сказано, вот и измышляют. Репрессии, конечно, были, были и жертвы, но гораздо меньше, чем пишут Солженицын и иже с ним. В основном ответственность за «перегибы» перекладывается на приближенных вождя (Ягоду, Ежова, Берия…). Сам он многого не знал, а когда узнавал, восстанавливал справедливость. Такая мифологема, обычная для российской ментальной традиции: царь хороший, советники плохие.
5. В значительной части общества сформировалась уверенность в том, что без мудрого владыки нам никак нельзя. Мы как слепые котята или, скорее, как овцы, готовые разбрестись в разные стороны, если предоставить нас сами себе ‒ погибнем от голода, холода и всяческих напастей. Поэтому нужен пастух, иначе никак. Когда Сталин умер, тысячи людей убивались от горя и думали: «что же с нами теперь будет?». Даже на похоронах Брежнева, чей культ был карикатурен на фоне сталинского, пожилые женщины обливались слезами и повторяли, словно мантру, те же слова. Видел по телевизору – похороны транслировали. Какой никакой, а все-таки правитель, все-таки пастух.
6. Любовь к Сталину иррациональна и этим сильна. На сталинистов доводы разума не действует, бесполезно их в чем-то убеждать, призывать читать документы. Любовь к Сталину для них «великий утешитель» (если воспользоваться английским термином ‒ comforter), который помогает переносить трудности, скрашивает жизнь и наполняет ее определенным смыслом. Комментируя статью в дзене об открытом письме Федора Раскольникова Сталину, я нарвался на жесткую отповедь одной из поклонниц диктатора: «Без Сталина ты бы не жил». На самом деле «без Сталина» в нашей стране жило бы гораздо больше людей. Родились бы дети у тех, кого расстреляли, кто умер в лагерях, кто погиб в 41-м, отражая удар фашистской армады. Сталинисты акцентируют вклад своего кумира в победу, замалчивая его просчеты и преступления.
В заключение еще одна деталь. Опрос общественного мнения показал, что к тени вождя взывают в основном представители старшего поколения. Молодежь, предпочитает жить своим умом, смотреть в будущее, а не реанимировать прошлое. Впрочем, забывать его не стоит. Иначе, чего доброго, вернется.