Найти тему
Интриги книги

Издательство TikTok — плохая новость для книг.

"The New Statesman" задается вопросом: действительно ли мы хотим, чтобы наше литературное пространство было переполнено любовными романами, низкопробными триллерами и сомнительными с научной точки зрения книгами о самопомощи?:

"Если вы интересуетесь информацией о книгах, читаете больше, чем пару книг во время отпуска, или часто посещаете книжный магазин, то вы, скорее всего, знаете и о BookTok - книжном сообществе TikTok. Видео, размещенные на BookTok, обычно включают в себя рекомендации по художественной литературе, краткие обзоры нон-фикшн книг, уроки, посвященные тому, как стать лучшим читателем, и персональные советы (какой популярный роман соответствует вашему знаку зодиака?). В TikTok хэштег
#BookTok имеет более 160 миллиардов просмотров и способствует миллионным продажам книг.
Безусловно, это хорошо: мы должны быть рады, что всё больше молодых людей читают книги. Но, хотя BookTok и вызвал всплеск чтения (или, по крайней мере, рост продаж книг), он, как правило, продвигает определенный тип литературы: обычные любовные романы, низкопробные триллеры, книги о самопомощи и сомнительную с научной точки зрения нон-фикшн литературу, рекомендованную менеджерами по работе с клиентами в LinkedIn. В этом и без того узком пространстве постоянно появляются книги типа:
"Уроки химии" Бонни Гармус, "В конце они оба умрут" Адама Сильвера или что-то еще в том же стиле от «королевы BookTok» Колин Гувер.

Рост BookTok и рост популярности книг указанного типа вызвали подъем особо прибыльного сегмента издательского бизнеса. На прошлой неделе "Bookseller" сообщил, что "ByteDance" - материнская компания TikTok - начала обращаться к потенциальным британским писателям, приглашая их к работе со своим новым издательством "8th Note Press". "Bookseller" сообщает, что один из авторов, к которому обратилась компания (по-видимому, BookToker), уже получил небольшое авансовое предложение (всего 2675 фунтов стерлингов) за публикацию его книг только в цифровом формате. Репортеры "New York Times" обнаружили, что американских авторов так же обхаживают бессистемным образом, и что "ByteDance" нанял Кэтрин Пельц, бывшего редактора Penguin Random House, специализирующегося на любовных романах, в качестве своего нового редактора по приобретениям.

Создание специального издательства для TikTok кажется почти неизбежным. Вместе с ростом BookTok влиятельные издательства тоже стали обращать большее внимание на тех писателей, которые имеют большую онлайн-базу фанатов, и которые становятся авторами мемуаров и неоригинальных романов - потенциальных бестселлеров. В последние несколько лет были основаны специальные литературные агентства для продажи книг ютуберов и звезд TikTok, и теперь предприниматели из Instagram заключают сделки на выпуск книг на шестизначные суммы. Однако появление "8th Note Press" от "ByteDance" может быть первым признаком нового сдвига: вместо того, чтобы позволять издательской индустрии извлекать выгоду из знаменитостей, широко представленных в социальных сетях, платформы социальных сетей теперь сами пытаются заработать.

Не сказать, что это обязательно плохо для книжной отрасли, но вряд ли это очень хорошо. Издательское дело, как и большинство творческих отраслей, уже в подавляющем большинстве случаев производит шаблонные, обыденные вещи, обращаясь к существующим тенденциям для быстрого обогащения. Индустрия знает, что большинство людей почти не читает (средний человек в Великобритании читает от трех до пяти книг в год), и, когда они все-таки берут книгу в руки, то это, как правило, что-то популярное, простое и свежее. Такой выбор не оставляет большого коммерческого пространства для сложных или новаторских историй или для того, чтобы рисковать, публикуя менее известных авторов.
Проблема не в том, что книги, изданные "8th Note", будут дешевыми и некачественными (хотя, скорее всего, так и будет). Проблема в том, что это сигнализирует об общекультурном сдвиге, когда тенденции в социальных сетях диктуют искусству, что оно должно производить. Это происходит не только в книжном бизнесе, но также и в кино, на телевидении, в музыке: специалисты искусства берутся прямо из социальных сетей. Сегодня один из самых быстрых способов добиться творческого успеха — сначала стать вирусным.

В результате, творческая индустрия сегодня пропитана одним и тем же гладким, беспроблемным контентом: мы видим то, что уже видели миллион раз, с немного другими персонажами, в немного другой обстановке, с немного другим поворотом сюжета после немного другой милой встречи героев. Что получает потребитель снова и снова от таких почти идентичных историй? Такие однотипные истории неизбежно остаются популярными, их легко продать, привлекая большую группу читателей. (Я предполагаю, что большинство читателей все же заинтересованы и в появлении книг, которые предлагают что-то новое.)
Успех BookTok — это не наука. Как сказал мне один друг из издательства, кампании BookTok дают непоследовательные результаты, и вы не можете гарантировать даже с лучшей маркетинговой командой в мире, что сообщество примет ваш новый релиз. Но, кажется неизбежным, что такое издательство, как "8th Note", станет крупным игроком на книжном рынке. Хотя подробное изучение BookTok и может привести к некоторым хорошим книгам, мы не должны ждать, что он откроет новые истории или голоса. Он будет давать одно и то же, заглушая необычное или неожиданное, даже если оно и не попадет на витрину книжного магазина."

Телеграм-канал "Интриги книги"