Найти тему
Интересная фантастика

Лауреаты премии «Интерпресскон». Русская фантастика девяностых

Здравствуйте, уважаемые читатели. Продолжаю серию статей, посвященных фантастической литературе, награжденной профильными фантастическими премиями. Серия состоит из обзоров фантастики, отмеченной отечественной премией «Интерпресскон» и заокеанской «Небьюлой», в номинации "большие формы/романы". В ту или иную подборку включаю нашу фантастику, удостоенную «Интерпресскона», начиная с самых первых награждений. Затем идет очередь "иностранного" обзора о победителях «Небьюлы». Далее – очередь смешанной статьи.

В данном материале поговорим о русской премиальной фантастике. В прошлых статьях я дошел до обзора лауреата премии «Интерпресскон» 1995 года в номинации "крупная форма (роман)" – книги Святослава Логинова «Многорукий бог Далайна». Продолжим далее.

Краткие сведения о премии «Интерпресскон» можно почерпунть в самой первой статье рубрики (кликабельная ссылка на рубрику выделена синим цветом выше; на данный момент, там четыре обзора и давать еще одну «ссыль» нет смысла).

Картинка для заставки. Источник изображения: https://dzen.ru/suite/8c73e659-e31c-4729-8231-02102f47fa75
Картинка для заставки. Источник изображения: https://dzen.ru/suite/8c73e659-e31c-4729-8231-02102f47fa75

Итак, в 1996 году премия «Интрепресскон» за лучшую крупную форму достается роману Бориса Стругацкого «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теория этики». Сложность ведения рубрик, подобных данной серии о премиальной фантастике, для меня заключается в том, что иногда приходится писать про книги, которые не читал. Не вижу в этом ничего плохого. Всегда можно обойтись небольшим представлением произведения, введением в сюжет и т.п. Но с «Поиском предназначения» Б.Н. Стругацкого так не получается. Простой аннотацией в данном случае не обойтись. Почему так, станет понятно далее.

Чем-то мне эта книга напомнила творчество позднего Роберта Хайнлайна. Что-нибудь, вроде «Достаточно времени для любви, или жизни Лазаруса Лонга» (естественно, сужу по прочитанным рецензиям и дискуссиям, под этими рецензиями). Книга скорее про прожитые годы, свое осмысление этих лет и эпоху, в которой пришлось жить и трудится. Фантастические допущения здесь выступают не как главная часть действа, а скорее в роли сопутствующего элемента.

Чтобы расшифровать замысел и цель упомянутого романа Роберта Хайнлайна, пришлось бы писать долгую длинную статью о позднем творчестве Мастера, описывать его взгляды на ранних этапах карьеры, их эволюцию и т.д. Потому как действие сюжета упомянутой книги Хайнлайна происходит в далеком будущем. У Бориса Стругацкого совсем не так. Действие начинается в начале семидесятых годов прошлого века. В книге много воспоминаний главного героя о детских годах в блокадном Ленинграде и прочих отсылок к прошлому (во многом, эти вставки из прошлого автобиографичны, БН был эвакуирован из Ленинграда только в 1943 году). Главный герой романа является типичным представителем советской интеллигенции. Инженер – программист Станислав Красногоров живет в коммунальной квартире и варится в обществе интеллигентского люда. Обсуждение действительности застойного времени на советских кухнях, как говорится, прилагается.

Через взгляды, мнения и поступки персонажей романа, проявляется отношение автора к людям, обществу, времени. Как уже писал выше, в персонаже Красногорова имеются и автобиографические черты. В связи с этим, книге и ее автору немало досталось в сети. По своим взглядам, я скорее отношусь к тем, кто негативно отнесся к воззрениям Красногорова и БНС о той "республике красных туник". Но есть нюансы. Друзья, с 91-го года прошло уже достаточно времени, чтобы разводить эмоциональные баталии по поводу советского прошлого и первых лет прошлого постсоветского. У множества людей тогда были свои, личные и очень разные взгляды на слом эпох, сформированные личным же опытом. Для Бориса Натановича это цензура и прочие воспоминания, связанные с невозможностью свободного творчества, выражения своих взглядов и т.п. Ну а я, лично, вспоминаю отца своего школьного товарища. Здоровый дядька. Инженер. Такой, излучающий чувство мужского достоинства. Не в том плане, как понимают сейчас: брутальность и все такое, а именно по ощущению, что человек живет и работает на своем месте. В девяностые часто видел его на местном рыночке, продающим какие-то личные книги и т.п. Это был уже другой человек. Почему-то именно этот момент, связанный не с родными и знакомыми, а отцом одноклассника, вспоминается по отношению к термину «девяностые», является для меня квинтэссенцией всего случившегося. Это к тому, а что пришло на смену всем горестям творческих людей?! Стоило ли оно того?! Вопросы. Ну и ответы у всех разные. Эти ответы, наверное, нужно искать на иных ресурсах, уже относящихся к новейшей истории. В дискуссиях по данным темам. В рамках литературно-фантастической группы это сделать не удастся. Хотя, фантастика тем и хороша, что в прицел фантастических допущений ее создателей попадают все сферы человеческой деятельности и естественно-научной картины мира: от картин первобытных общин древних людей, до метафизических вопросов бытия Вселенной.

Источник изображения: https://lotsofbooks.be/catalog/knigi/khudozhestvennaya-literatura/fantastika-fentezi/russkaya-fantastika/klassicheskaya-russkaya-fantastika/poisk-prednaznacheniya/
Источник изображения: https://lotsofbooks.be/catalog/knigi/khudozhestvennaya-literatura/fantastika-fentezi/russkaya-fantastika/klassicheskaya-russkaya-fantastika/poisk-prednaznacheniya/

Есть еще один момент, связанный с творчеством братьев Стругацких. Самые знаковые их произведениях пронизаны непримиримостью к иному образу жизни и мышления. Так, в знаменитой повести «Трудно быть богом» обыватели, обычный городской люд, противопоставляются людям ученым, подвижникам. Авторы, с плохо скрываемым презрением, относятся к «мелким лавочникам». А в повестях «Страна багровых туч» и «Стажеры» таким «лавочником» выступает Маша Юрковская. В ее образе авторы выказывают свое отношение к «мещанству», бесполезному прожиганию жизни и т.п. Сложно спорить с классиками советской НФ, по причине их мощнейшего вклада в развитие нашей фантастики. Но! Именно мелкие лавочники, кабатчики, менялы и купцы, мануфактурщики и т.п. стали основой, базой средневекового Возрождения. Именно в их среде взросли Джордано Бруно, Галилео Галилей, Франциск Скорина и Иван Федоров. Без первых, не было бы вторых. В мире феодальных замков и сельских поселений о науке не думают. Это достояние городского образа жизни. Все тоже самое можно сказать и о современности. Последствием сталинской индустриализации и коллективизации стало переселение сельской дореволюционной России в города. Городское образование дало мощный импульс развитию науки и культуры. Знаменитые шестидесятники: это следствие данных процессов. Ну а в городе люди мечтают не о новом плуге, добром коне и лишней коровке – кормилице, а о более лучшем, просторном жилье, модной одежде, путевке на отдых. Физики с лириками и путевка в Сочи неотделимы друг от друга и называются городским образом жизни. Другое дело, что возможны перекосы.

Все тоже самое можно сказать и о взглядах «позднего» Бориса Стругацкого на советское общество. Все те же крайности, непримиримость и идеализм, только в обратную сторону. В этом плане, мне кажется, Борис Натанович нисколько не поменялся с годами.

Тут еще важно понимать, что без идеализма авторов, не было бы ни ТББ, ни «Града обреченного», ни «Обитаемого острова» и всех других замечательных произведений АБС. Так что, пусть кто-то и осуждает, но только не я.

В начале разговора о романе «Поиск предназначения», я сравнивал его с книгой позднего Хайнлайна и подчёркивал «итоговый» характер обоих произведений. Это наглядно видно по времени создания «Поиска». Книга писалась в 94 -95 гг. Если бы Б. Н. Стругацкий опубликовал роман в каком-нибудь позднеперестроечном 90-ом году, это было бы актуально. Выражаясь современным языком, автор вписался бы в струю мейнстрима, трендов и хайпов. Тоже самое можно утверждать и по отношению к году 1992 – му. Но время на изломе столь бурно и неумолимо мчало вперед, что рефлексии по советскому времени быстро становились анахронизмом. Имею в виде литературно-фантастический аспект, а не мейнстрим-литературу и общественную мысль того времени, в целом. Плоха, или хороша была советская эпоха: "времена не выбирают, в них живут и умирают". Новое время породило для фантастов иные возможности. И многие авторы советской фантастики бросились их осваивать. Так, Евгений Гуляковский стал писать фантастические космооперные боевики, а Евгений Филенко - более-менее масштабные космические оперы утопического характера (ограничусь несколькими примерами, иначе будет нужен самостоятельный, отдельный обзор). Причем, это было не совсем просто, в условиях падения спроса на отечественных авторов и вала переводной фантастики. Впереди читателя ждали книги Дивова, А. Громова, М. Семеновой, А Лазаручка и М. Успенского и многих других. Борис Стругацкий остался в той стране, что пала в декабре 91-го года. Имею в виду писателя Б. Стругацкого, потому как БНС продолжал активно участвовать в фантастическом движе (вновь использую современные термины). Были семинары, конкурсы, премии и многое другое.

Остается только сказать пару слов о фантастических допущениях книги, самом главном, для моего канала. Итак, инженер Красногоров не только работает в одном из научных учреждений, варится в интеллигентской среде и рефлексирует по поводу прошлого и настоящего, у него есть и некая особенность. Красногоров несколько раз в своей жизни попадал в такие ситуации, из которых, казалось бы, нет никакого выхода. Только трагическая развязка. Однако инженер живёт и здравствует, а в будущем его ждет весьма нетривиальная судьба и карьера. Ну а пока, Станислав делает вывод, что главной причиной его чрезвычайной удачливости является Предназначение. Красногоров решает написать об этом книгу.

Друзья, хотел опубликовать данный материал в виде подборки из двух – трех лауреатов премии «Интерпресскон» девяностых годов. Но получился вот такой сумбурный обзор на тему творчества Стругацких. При этом, сам обозреваемый роман даже не читал, ориентируясь на рецензии, обсуждения и т.п. Думаю, что ничего страшного в этом нет. Будет повод вернуться к роману «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теория этики» уже с полновесным обсуждением книги. Обязательно прочту и опубликую на канале обзор.

На этом на сегодня все. В ближайшее время будет еще одна подборка по «Интерпресскону». Уже в традиционном для канала стиле обзора нескольких произведений.

В телеграме Интересной фантастики публикуются все ссылки на новые статьи и посты канала. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить https://t.me/infantastika