Найти тему
Право для дела

Ответственность для аутсорсера

Многие предприниматели уже довольно давно (с ковидных времен) сами ушли в онлайн и увели в онлайн своих сотрудников. Большое распространение получили аутсорсинговые компании по бухгалтерскому и юридическому сопровождению. Бизнес все чаще делает выбор между трудоустроенными работниками и аутсорсерами в пользу вторых. Однако в этом есть свои риски, как для компаний, так и для аутсорсеров, в частности данные риски связаны с распределением ответственности.

Кто виноват, если в контролирующий орган ушла недостоверная отчетность? Бухгалтер – аутсорсер, который сделал ошибку? Руководитель, который передал недостоверную информацию? Или кто-то еще?

В случае если организацию проверяет контролирующий орган, то по сложившейся практике при выявлении нарушений и недочетов к ответственности привлекается само юридическое лицо или должностные лица организации. Это происходит в рамках административной ответственности.

Однако далее, как показывает судебная практика, сама организация вправе привлечь аутсорсера уже в рамках гражданско-правовой ответственности. Такие выводы, к примеру, содержатся в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 6 марта 2023 г. № Ф08-629/23.

По данному делу бухгалтер оказывала услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета. В декларации по УСН за 2019 год она ошибочно занизила данные о доходах, из-за чего предпринимателю пришлось заплатить пени по налогу. Спор между бухгалтером и предпринимателем возник по поводу того, кто ответственен за данное нарушение. Бухгалтер утверждала, что отчетность была составлена на основании данных, представленных предпринимателем, а предприниматель утверждал, что бухгалтер должна была эти данные проверить. Суд согласился в доводами предпринимателя и указал, что предпринимательница, оказывающая бухгалтерские услуги в качестве основного вида деятельности (ОКВЭД 69.20), должна была проверить достоверность сведений за 2019 год, представленных ИП, и выявить недостатки, повлекшие впоследствии доначисление налоговым органом налога и выставление требования об уплате пеней.

Таким образом, бухгалтера обязали выплатить денежные средства в размере убытков, связанных со взысканием с ИП пеней.

Что могло бы в какой-то мере спасти аутсорсера в данной ситуации? Скорее всего, это правильный договор, который предусматривал бы необходимые риски. Чек-лист по составлению договора с контрагентом уже в нашем Инстаграм. Обязательно ознакомьтесь с ним прежде, чем заключать договор!