Найти тему

Ошибки мышления, которые превращают нашу жизнь в шаблон и рутину

1. Эффект прожектора. Мы очень сильно любим себя, даже если мы считаем, что очень несчастны, и что сам бог возненавидел нас, но увы и ах, такова извращенная любовь к своей персоне из позиции гордыни. Нам кажется, что все люди следят за каждым нашим действием, словом, да и жизнью в целом, а мы словно актеры театра, играем свою роль, находясь под ярким светом прожектора. Но печальная, а для кого-то радостная новость такова, что всем наплевать на вас, на вашу жизнь и на то, что вы делаете. Вы много о ком думаете? А если и думаете, то как? Вот и остальные думают о вас лишь в одном ключе: "А не лучше ли он чем Я? Не лучше ли меня живет?" Это поистине убийственные мысли для многих, кто считает, что ничего не добился, а все остальные молодцы. Но и в таком выводе скрываются множество других когнитивных искажений и логических ошибок.

2. Эффект деноминации. Эффект, при котором нам кажется, что трата денег на несколько незначительных покупок - это более приемлемо и не так вгоняет в панику, чем потратиться один раз на крупную и нужную покупку. Тем самым эффект большой купюры ассоциируется у нас с "настоящими деньгами", а мелкие суммы - как что-то незначительное. Некоторые люди всегда хранят в кошельке купюру, например, номиналом 5000 рублей и не тратят ее, так как это создает эффект уверенности в завтрашнем дне. Но если ее разменять, то возникает тревога, что жизнь - совсем не сахар. Конечно, уметь откладывать деньги на непредвиденные нужды - очень как важно и необходимо, и здесь могу порекомендовать интересную книгу на эту тему: "Самый богатый человек в Вавилоне". Но вопрос в другом, почему начинается тревога, и с чем она связана? Эти моменты помогут понять шаблонность мышления и действовать иначе. Еще проявление этого эффекта может встретиться в том, что к примеру, человек не может закупиться всем необходимым сразу, в прок, ведь ему будет ложно казаться, что он сильно потратится. Для такого человека "гораздо разумнее" тратить время на каждодневные покупки по мелочи, покупать по чуть-чуть, но если суммировать всю сумму, потраченную на "эти чуть-чуть", то получится, что потрачено гораздо больше.

Здесь мне вспоминается один пример, который поможет понять, на первом ли месте ваши базовые потребности, и насколько вы уверены в себе и своих силах на жизнь. И так представим, что вы идете в жаркий летний день, и вам очень хочется пить, но нет ни воды, ни магазинов и до дома далеко, но есть деньги. И вот вы идете, и на вашем пути только один ресторан, вы решаете зайти туда. Вы просите воды, и вам предлагают воду за 1000 рублей. Ваши действия?

  • Для вас это это очень дорого, и вы уйдете оттуда.
  • Вы будете требовать воды, говоря о том, что вы очень хотите пить, и что вам обязаны дать воды, ведь она должна быть бесплатной.
  • Вы купите эту воду и с кайфом утолите свою жажду.

Что выбрали вы? Подумайте об этом?

Конечно, данный пример можно интерпретировать с позиции логики, права и морали, но это лишь пример, так как и ресторан - это тоже олицетворение чьей-то личности, которая так же, как и вы реализует свой труд в материальной составляющей.

Каковы же выводы? Первый выбор можно интерпретировать так: вы не реализуете свои базовые потребности. Чаще всего, обесцениваете себя и нужды своего организма. Скорее всего, вы не уверены в завтрашнем дне, и вам страшно тратить такие большие суммы, ведь вы не знаете, как заработать больше, и это пугает. Поэтому для вас лучше - ограничивать свои потребности. Возможно, речь и о неуверенности в себе и своих силах. Но для роста нужно развитие.

Второй выбор может сказать, что вы привыкли требовать всего и от всех, и что другие вам должны во всем. Но если взглянуть на свою жизнь, то окажется, что вы сами ничего не отдаете взамен, и ни к чему не стремитесь самостоятельно. Идет закрытие базовых потребностей за счет других.

Третье может говорить о том, что вы уверены в завтрашнем дне и в своих силах. Вы не стоите на месте и постоянно развиваетесь, зная, что вы в силах иметь все, что желаете. Ваша внутренняя опора сосредоточена исключительно на вас, и вы - хозяин своей жизни.

3. Эффект новизны - феномен социальной психологии, когда мы придаем большую значимость новым данным о человеке, событии или явлении, отвергая прежнюю информацию об этом. Вы знаете что-то хорошее о знакомом вам человеке, и знаете это очень давно, к примеру, это ваш приятель или какая-то известная личность. Но новые негативные данные и перекрывающая информация полностью меняют ваше представление о нем, и вы придерживаетесь именно этого, хотя вы даже не знаете, насколько эта информация правдива.

4. Эффект первичности. Противоположный эффекту новизны. Он говорит о том, что человек предпочитает первичную информацию о людях, событиях, явлениях, полученную более позднее. И даже если появится новая, то он все же отдаст предпочтение изначальной. Его еще называют "Эффект знакомства" или "Первого впечатления".

Коко Шанель однажды сказала: "У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление".

5. Эффект морального доверия. Свойство предписывать человеку или различным институтам, те вещи, свойства, характеристики, которые в будущем могут не оправдываться. "Мой муж или жена самые верные на свете, им я точно верю". Каков же будет шок, когда произойдет обратная ситуация. "Я знаю, что компания в которой я работаю, очень стабильна". И компания объявляет себя банкротом. Все меняется и ничего нет стабильного, поэтому ко всему нужно подходить трезво и видеть обе стороны вещей.

6. Вера в справедливый мир. И заключается она в том, что люди верят в то, что мир отвечает ровно так, как ты себя ведешь по отношению к нему. К примеру, если хорошо учиться, то у тебя обязательно будет хорошая работа. Всегда и всем помогай, и тебе обязательно помогут в ответ. Не носи коротких юбок и вызывающей одежды, и тебя не изнасилуют и не побьют за внешний вид. Не перечь партнеру-тирану, и он не будет применять насилие по отношению к тебе. Будь всегда хорошим человеком, и мир даст тебе благо. Будь бдительным, и мошенники не обманут тебя, и т.д. Такая убежденность и вера в справедливый мир растут вместе с человеком с самого раннего возраста и проистекают они из воспитания и родительских установок, СМИ, фильмов, каких-то сказок, видения мира и жизни других людей. Все это имеет место быть и, в то же время, мы не всегда умеем верно интерпретировать поступающую информацию и ее объем. Страх делает так, что нашему мозгу нужен ответ и нужна некая защита, пусть даже это будет неким когнитивным искажением или выльется в форме суеверия и охранительного ритуала. Но все же это проще и лучше, чем признать тот факт, что мир, помимо своей красоты, несет еще и большую опасность.

7. Ошибка игрока. Шансы выиграть или проиграть всегда 50 на 50. Данное же когнитивное искажение заставляет человека думать так, что если раньше ему не везло, и в его жизни было много негативных событий, то в будущем их станет меньше. "Вот сейчас-то мне точно должно повезти". Таким образом это заставляет идти на поводу постоянного повышения ставки и приводит к потере всего: "Ну ведь сейчас-то мне точно повезет, выгорит, прокатит".

8. Недооценка размера выборки. Это искажение показывает нам, что мы неверно трактуем статистику. Мы ложно полагаем, что маленькая выборка работает так же хорошо, как и большой анализ, но на самом деле все иначе, ведь большая выборка данных дает больше объективности, чем маленькая. К примеру, парень считал, что он финансово не особо стабилен, и две его бывшие девушки ушли к более обеспеченным. Таким образом, у такого человека формируется четкое понимание, что все девушки меркантильные. Хотя это не так. И в большей степени нужно разбирать ситуацию со многих сторон и аспектов жизни. Но и иногда, а возможно и в большинстве, многим удобны личные утверждения и принципы, которые мешают яснее смотреть на мир и людей. Можете ли вы вспомнить схожие примеры из жизни, которые стали вашим утверждением на всю жизнь?

9. Ошибка достаточного основания -общелогический принцип, суть которого заключается в том, что суждение более считается верным, если имеются достаточные основания для его истинности. В жизни же это может проявиться в том, что к примеру, о вас появилась негативная и неправдивая информация, которая порочит вашу честь и достоинство. И вы знаете, что это сделал "нехороший человек" и почти преступник, если это повлекло за собой моральные страдания и репутационный ущерб. Но у вас есть друг-подруга или человек, которого вы считаете хорошими и достойным. И ваше утверждение в том, что он точно не мог такого сделать. Но каково будет ваше удивление, когда соберется достаточное количество фактов обратного, и вы узнаете, что именно он и был виновником произошедшего с вами.

10. Фундаментальная ошибка атрибуции. Когда мы что-то думаем о других людях, не имея должной информации, то на самом деле мы лишь проецируем на них свои личные качества. Это именуется в психологии проекциями. Мы думаем и говорим о людях только то, что есть в нас самих. Даже если нам кажется, что они поступили по отношению к нам плохо, то мы судим о них лишь из проекций нашей личности. Но когда мы объясняем вещи, которые произошли по отношению к нам извне, то чаще всего, объясняем их именно внешними факторами: "Я злой, потому что погода сегодня плохая", "Я накричала на мужа, потому что он задержался на работе". И далее от частной ошибки атрибуции мы переходим к групповой ошибочной атрибуции, когда мы неправильно оцениваем ту или иную группу по частному признаку.

11. Стереотипизация. Люди часто имеют ошибочное представление о чем-то с позиции не прямых фактов, а с точки зрения распространенного мнения, принимая и считая это фактом и истиной. Ранее психологи считали, что стереотипами пользуются люди, проявляющие нетерпимость к чему-либо. Но исследования показали, что все мы используем стереотипы, сами того не зная и не замечая.

12. Функциональная закрепленность. Феномен психологии, проявляющийся в том, что нам сложно использовать тот же самый объект и вещь в аналогичной ситуации. К примеру, вы выпили газировку, и осталась пустая бутылка. И следующее, что вы сделаете, так это выкинете ее в мусор. И так будет всегда. Иногда это мешает нам смотреть на задачи с другой стороны и применять креатив. Если бы все двери в мире открывались только "от себя", то изменив однажды их открытие "на себя", вызовет неподдельный шок у всего человечества. И если мы привыкли делать одни и те же задачи одними и теми же действиями, то изменение условий вызывает трудности. Так же и в жизни, пока она кажется стабильной. Но малейшее ее изменение может ввернуть кого-то в далеко не самые приятные чувства и ощущения.

13. Ошибка выжившего. Это когнитивное искажение, когда наш положительный опыт, как нам ложно кажется, является верным, и мы пытаемся распространить его на других. "Не ходи по темным улицам в ночи, и тебя не ограбят, не изобьют и так далее". Мы верим в то, что мы так не делали и не делаем и, тем самым, не попадаем в такие ситуации, а значит, смогли себя уберечь. Мы пытаемся придумать себе охранительные правила, ритуалы. По своей сути, это является классическим суеверием. Были проведены даже исследования на животных, когда животное находило еду в одном и том же месте, то оно всегда возвращалось туда снова, так как верило в то, что еда снова будет там. Это показатель того, что не только люди подвержены неправильным интерпретациям и выводам, но и животные, которые, как считается, не имеют такого мыслительного процесса как у людей. Но и это с каждым годом становится все более спорным и дискуссионным моментом.

14. Приукрашивание прошлого. Свойство оценивать в настоящем времени события прошлого с более позитивной позиции, чем тогда, когда это происходило на тот момент. Наш мозг со временем начинает превращать события прошлого, которые уже прошли и никак нас не беспокоят, в ностальгические вещи. Вы, наверное, не раз слышали подобную фразу: "Да не переживай ты из-за этого, ведь у меня тоже такое было, и ничего - живой, и все хорошо". Это вредный совет, так как если психика подготовлена, и есть понимание всех происходящих событий, то человек все может выдержать и пройти. Если же он не может справиться со своим текущим состоянием, значит есть на то причины, и нужно понять, в чем именно кроется эта причина. Кто-то в нашей стране утверждает, что 90-е были лучшими временами в истории страны, но, видимо, они жили в своем изолированном мире, либо это мышление выборочно. Человек, прошедший множество проблем, всегда смотрит из настоящего в позицию прошлого: "Эх, вот были времена!".

Только вперед и ни шагу назад. Учение - свет, путь и истина, а глупостей еще на века вперед хватит.