Найти тему
Прикосновения

«Мой Кузьмич - национальный герой Финляндии». «Особенности» актера Виктора Бычкова, часть 1

В. Бычков. Фото Андрея Федечко
В. Бычков. Фото Андрея Федечко

Виктор Бычков несет свой крест «егеря Кузьмича всея Руси» из фильмов про «особенности русской души» терпеливо и с достоинством. Хотя от шлейфа этой роли настрадался прилично: был период, когда невиданной популярностью пользовалась водка «Кузьмич» с его физиономией на этикетке, а вот режиссеры его в своих фильмах в упор не видели. Но затем случилась картина «Кукушка» и - гран-при «Золотой Орел» лично Виктору Бычкову за главную мужскую роль.

Сегодня Виктор Николаевич известен еще как экс-ведущий нестареющей детской передачи «Спокойной ночи, малыши», остроумный автор заметок на тему «особенности русского театра и кино» под названием «рассКузики» и - естественно – как заядлый путешественник и рыболов.

В. Бычков. Фото из личного архива актера
В. Бычков. Фото из личного архива актера

4 сентября у Виктора Бычкова день рождения(1954 г.). Предлагаю его интервью 2019 года. Фотографии из личного архива актера.

ПОЧЕТНЫЙ ЖИТЕЛЬ «ДЕРЕВНИ ДУРАКОВ»

- Виктор Николаевич, вы в очередной раз стали лицом Международного фестиваля рыбной ловли «Ладожские шхеры», прошедшего в конце лета в Сортавала. Почему выбрали именно вас?

- Организаторы считают, что егерь Кузьмич – народный киногерой. От егеря же одна только польза – он лес, зверей охраняет, за чистотой следит… А вы знаете, что мой герой Кузьмич считается национальным героем Финляндии?

- Интересно почему?

- Потому что он живет на финской территории, и не гадит там… Карельские власти сейчас очень серьезно взялись за развитие региона. А мне предложили поучаствовать в пропаганде республики как идеального места для активного туризма. Я – с удовольствием. Тем более, что рекламировать ничего не надо – надо только хотя бы раз туда съездить. Вот представьте: от Питера проезжаешь 260 километров и попадаешь как в сказку – в «леса Берендея». Сортавала – замечательный такой городок, в нем находится знаменитый горный парк Рускеала. Это такой большой каньон с мраморными выработками, которые со временем затопила вода. Туда дайверы спускаются, ходят по всяким лабиринтам мраморным, на лодках катаются. Живописнейшие скалы, таинственные гроты. Недалеко пороги, невероятной красоты водопад, где снимали классику отечественного кино «А зори здесь тихие…»

В. Бычков на фестивале рыбной ловли «Ладожские шхеры»
В. Бычков на фестивале рыбной ловли «Ладожские шхеры»

Или взять местную деревеньку под названием Киндасово. Слышали?

- Нет. А чем она знаменита?

- Там ежегодно проводится Международный сельский фестиваль юмора и смеха, как в Габрово. Между прочим, в этом году я был ведущим этого веселого мероприятия и отныне принят в почетные жители этой «деревни дураков», чем невероятно горжусь! (Смеется.) Так вот сейчас в этих краях каждая четвертая машина - с московскими номерами! Многие там покупают дома с участками. И понятно почему. В Карелии производств очень мало, воздух и вода в водоемах – чистейшие. Можно одновременно ловить рыбу и прямо нагнулся и - попил воды из этого озера или речки.

- Какие-то чудеса рассказываете!

- Серьезно! А какие там ягоды, грибы, какая рыба. Из-за того, что вода хорошая и чистая – рыба не болеет. Я знаю только одно место на земле, сопоставимое по красоте и чистоте, где сказка в любое время года. Это – Байкал! Но далековато, к сожалению.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

ДВОР И ЛОЖНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

- Ваша «ода Карелии» удалась на славу. Давайте поговорим о вас. Недавно, вспоминая о своем «хулиганском» детстве, вы объяснили его так: «Мальчик вынужден становиться мужчиной!»…

- Конечно, вынужден. Только все по-разному становятся, кто-то подвиг совершает, а кто-то хулиганский поступок. Но все равно это путь в мужчины, и никуда от этого не деться. Один завоевывает женщину тем, что бьет ее по лицу, а другой – тем, что несет цветы и целует ей руку.

- Вы к какой категории относились?

- Конечно, я цветы дарил, руки целовал… Папы у меня не было, я воспитывался мамой в атмосфере, где отношение к женщинам было восторженным, уважительным. Но огромное количество было соблазнов.

Виктор в детстве. Фото из открытых источников
Виктор в детстве. Фото из открытых источников

- Двор, первая рюмка, первая сигарета?

- Ложное товарищество! Это когда тебя зовут делать что-то гадкое. Тебе это претит, и ты должен сказать: «Нет, ребята, так же нельзя!» Но ты из внутреннего чувства товарищества все равно идешь. Поэтому были, конечно, ошибки. Ведь я и под идущий на полном ходу поезд ложился, и с моста прыгал, и в электрическую розетку пальцы засовывал... И на противоправные действия был готов пойти за компанию с друзьями, то есть запросто мог стать преступником.

В нашем дворе всегда ошивались воры и «сидевшие», рассказывали романтические истории про тюрьму, кололи наколки, «ботали по фене». Многие мои друзья детства тогда ходили с ножами, пили в подворотнях, затем кто-то в наркотики ударился, другие стали криминалитетом. Из той нашей детской компании никого в живых уже давно нет. Меня же спасла театральная студия!

- Первая роль осталась в памяти?

- Конечно. В десять лет в «Сказке о Попе и работнике его Балде» я играл Попа. У меня была ряса из простыней, вместо живота - подушка… В самый ответственный момент веревки развязались, подушка упала. Все смеялись и потом обзывали меня «попиком». Потому что без «пуза» я из Попа сразу превратился в попика. Был длинный, тощий… Помню свой ужас и стыд.

Еще помню, как на первом курсе театрального мы показывали экзамен за полугодие, а в зале сидели мастер моего курса режиссер Игорь Петрович Владимиров и Михаил Боярский. Я показывал птицу-секретаря, которую к своему стыду, никогда не видел. Но я придумал, какая она: сунул руки в тренировочные штаны с пузырями на коленях, ходил чинно на длинных худых ногах и деловито крутил головой, у меня даже нос по-птичьи увеличивался. Боярский хохотал так, что упал с кресла!

В. Бычков в молодости. Фото из личного архива актера
В. Бычков в молодости. Фото из личного архива актера

«ВОКРУГ СПИВАЛОСЬ ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ АРТИСТОВ»

- Говорят, испытания закаливают характер. Что было самое сложное на вашем творческом пути?

- Ох… Когда совершенно не было работы на «Ленфильме», и у меня денег не было, ночами я собирал бутылки, чтобы сдать их, купить какие-то продукты. Чуть позже мыл полы в кооперативном магазине...

- Даже так?

- Это конец 80-х, начало 90-х. Вокруг спивались артисты, целое поколение. Другие бросали кино и шли заниматься рэкетом, торговать водкой, недвижимостью... Вообще ничего не было – вообще. Пустота! Я был в лучшем случае на подхвате – где-то озвучить пару фраз. И как-то так выживал. А параллельно собирал бутылки и мыл полы – надо же было зарабатывать на хлеб, кормить семью.

Да, это, наверное, унизительно. Но, извините, чуть ли не каждая звезда американского кино в начале карьеры работала официантом. А у нас, к сожалению, такой менталитет: если тебя вдруг увидели моющим полы, или – не дай Бог – стоящим за прилавком в магазине, то… к тебе «особое» отношение. Тебе никогда этого не простят, сразу скажут: «Да какой он актер? Он - торгаш!» Будь любезен, сдыхай с голоду. Я хорошо помню, как у нас с иронией и издевкой писали и даже передавал «Голос Америки»: «народная артистка России Ольга Волкова моет полы…»

- Мы, зрители, от этого хуже к ней относиться не стали. Светлана Светличная в 90-е торговала пылесосами, Федор Добронравов мыл в Третьяковке полы, Андрей Краско рыл могилы, Игорь Скляр – таксовал…

- Это исключения. Я знаю огромное количество актеров, которые уходили из профессии. Они говорили: «Мы сейчас ненадолго уйдем, а потом вернемся». Думаете, они вернулись? Нет! Профессия их не пускала обратно. Не пускала! И не пустила.

В фильме "Мисс миллионерша", 1988 год
В фильме "Мисс миллионерша", 1988 год
В фильме "Хмель", 1991 год
В фильме "Хмель", 1991 год
"Томас Бекет", 1992 год
"Томас Бекет", 1992 год
"Русский транзит", 1994 год
"Русский транзит", 1994 год

А я остался. Кофе целый день сидишь, пьешь на «Ленфильме» - вдруг хоть крохотный эпизодик предложат. Зато все знали: если прийти в кофейню ленфильмовскую, там можно найти актера Виктора Бычкова. «Вить, можешь сыграть эпизод?» «Могу» «Можешь героя озвучить?» «Конечно». И оказалось, что я многим нужен. Может быть, роли были маленькие, но я делал их честно, с удовольствием и не роптал. А потом пришел Рогожкин, который сказал: «Я для тебя написал роль Кузьмича». Это я к тому, что каждый должен ответить на вопрос: для чего ты пришел в профессию.

«ЗА ФАШИСТА ОТВЕТИШЬ»

- Есть журналистский штамп – «утром проснуться знаменитым». Как это случилось с вами?

- Был такой фильм-альманах «Исключение без правил» по мотивам книг Михаила Мишина. Там четыре новеллы – «Золотая пуговица», «Скрепки», «Голос» и «Экскурсант». Так вот «Экскурсант – первый фильм, где мне дали главную роль. Я сыграл работника фабрики игрушек Борю Топоркова, случайно попавшего в группу интуристов. В 1985 году его сняли и сразу показали по телевизору. Я утром вышел на улицу и - был знаменит. Потом десять лет меня узнавали: «Это вы работали на фабрике мягкой игрушки?» Потом уже был Кузьмич...

В. Бычков в фильме-альманахе "Исключение из правил", 1985 год
В. Бычков в фильме-альманахе "Исключение из правил", 1985 год
"Особенности национальной охоты", 1995 год
"Особенности национальной охоты", 1995 год

- Список любимых ролей Виктора Бычкова большой?

- А у меня же их вообще не так много – главных ролей. «Кукушка», «Особенности…» Я их очень люблю. Очень дорог мне военный врач в драме Юрия Грымова «Чужие», этот острейший фильм мало кто видел, к сожалению. На театре мне почти не довелось играть в классике, счастьем была роль «Левши» в постановке моей жены режиссера Полины Белинской и роль профессора Иоргена Тесмана в драме Ибсена «Гедда Габлер». Очень важной я считаю встречу с метром российского кино - Игорем Федоровичем Масленниковым («Шерлок Холмс», «Зимняя вишня»). В его фильме «Банкрот, или свои люди - сочтемся» по пьесе Александра Островского я сыграл стряпчего Сысоя Псоича Рисположенского - эдакого юриста-аферюгу.

В 2009 году мы первый раз в жизни встретились с Масленниковым на съемочной площадке, и он вдруг открыл для себя Виктора Бычкова. Бегал, как ребенок, по съемочной площадке и кричал: «Бычков - прекрасный артист!»

С Игорем Масленниковым на съемках фильма «Банкрот, или свои люди - сочтемся» по пьесе Александра Островского
С Игорем Масленниковым на съемках фильма «Банкрот, или свои люди - сочтемся» по пьесе Александра Островского

– На улице на «Кузьмича» откликаетесь?

- Я могу откликнуться на Кузьмича, на Михалыча (в украинском ситкоме «Ласточкино гнездо» я сыграл героя, которого звали «Михалыч»), на «дядю Витю» и «Виктора Николаевича». Даже на «Гражданин, Бычков, остановитесь!» (Смеется.)

- Каким было самое необычное проявление народной любви?

- Самая забавная ситуация была в 1984 году, когда я сыграл у Рогожкина в фильме «Ради нескольких строчек» одну из своих первых ролей - немецкого паренька егеря. Приезжаю со съемок, иду по Невскому, а там День десантника. Ребята уже веселые, и тому, кто им не понравился, они по голове бьют.

Я одет в черные джинсы, черную куртку, черную рубашку, черные ботинки, черный платок на шее, то есть весь черный. Такой неформал! Вдруг на меня надвигается огромный десантник. И я понимаю: все, Витя, жизнь твоя кончилась! Я ему быстро говорю: «Простите, я – актер!» Он посмотрел с недоверием: «Лицо вроде знакомое. И в каком кино ты играл?» Начинаю перечислять… «Да нет, не то… А про войну что?» Говорю: «Я играл немецкого егеря». «Точно! Фашиста играл. А я-то думаю, с чего бы так вмазать тебе захотелось!» И пошел дальше…

В роли немецкого егеря в фильме «Ради нескольких строчек», 1984 год
В роли немецкого егеря в фильме «Ради нескольких строчек», 1984 год

Окончание здесь https://dzen.ru/a/ZOQvvYbQ0AQW6EvD.