Александр Липницкий был внуком кинодивы 30-х годов прошлого века Татьяны Окуневской. Он стал основателем и бас-гитаристом группы «Звуки Му». Всю жизнь восстанавливал и коллекционировал редкие иконы, которые после его трагической гибели, были проданы на аукционе.
Кинодива
Татьяна Кирилловна Окуневская родилась в 1914 г. в Завидово. Отец служил полицейским приставом, в Гражданскую войну воевал на стороне Белых. В последствии, был расстрелян в 1937 г. После школы Татьяна по протекции поступила вольнослушателем в Московский архитектурный институт и работала курьером в Наркомпросе. Всё изменилось, когда к ней прямо на улице подошёл помощник режиссёра и предложил сняться в кино.
Татьяна дебютировала на экране в фильме «Дела и люди» в 1932 г. в небольшой роли. По-настоящему известной она стала через 2 года, снявшись в фильме Михаила Ромма «Пышка». Затем были фильмы: «Горячие денёчки», «Майская ночь», где актриса сыграла Панночку, «Дело было на Донбассе» и др.
Крутой поворот
Татьяна Окуневская быстро влилась в богемную столичную жизнь и чувствовала себя в ней «как рыба в воде». Мужское поклонение она принимала как должное и почти сразу научилась получать от него выгоду. Остроумная, лёгкая в общении, она разбивала сердца высокопоставленных красавцев. В числе её поклонников был замминистра НКВД Украины, Лаврентий Берия, Иосип Броз Тито, все режиссёры, с которыми работала актриса, были в неё влюблены: Николай Садкович, Леонид Луков, Николай Охлопков, Александр Зархи и Иосиф Хейфиц.
Богемная жизнь закончилась внезапно в ноябре 1948 г. Актриса была арестована по статье 58.10 и была приговорена 10 лет лишения свободы. Долгих 6 лет Татьяна провела в лагерях, освободившись в 1954 г.
Дочь
Татьяна Окунская оказавшись в 18 лет в киношной среде очень быстро влюбилась в студента ВГИКа Дмитрия Варламова, лучшего ученика Эйзенштейна. Он обещал снимать невесту во всех своих будущих фильмах. В 1933 г. у супругов родилась дочь Инга. Муж был груб и изводил Татьяну ревностью, вскоре после рождения дочери, супруги быстро расстались.
Инги было 15 лет, когда арестовали её мать. Она вспоминала:
«Мой возраст взросления с 16 до 22 лет пришелся на то время, когда мама была в заключении. Я без нее вышла замуж, родила двоих детей, окончила институт».
Активное участие в судьбе падчерицы принял второй муж Татьяны Окуневской - писатель Борис Горбатов. Благодаря ему, Инга окончила МГУ факультет иняза. Она была единственным человеком, который мог противостоять Окуневской, говорить с ней на равных, развеивала мифы, созданные мамой в мемуарах «Татьянин день». Инга никогда не разделяла взглядов на жизнь своей матери, и однажды Татьяна Окуневская написала в своём дневнике:
«Инга - мое самое большое разочарование в жизни».
Однако Инга отмечала:
«У меня была своя, cамостоятельная жизнь, а мама все продолжала думать, что мной можно командовать. Но несмотря на то, что мы часто сталкивались характерами, отношения между нами всегда были нормальными».
Инга вышла замуж за Давида Липницкого, сына знаменитого гомеопата и тоже врача. У супругов родилось двое сыновей: Владимир и Александр. Но брак распался. Позже вторым мужем Инги стал известный советский переводчик Никиты Хрущёва и Леонида Брежнева - Виктор Суходрев.
Внук
Татьяна Окуневская обожала внуков, была для них она была женщиной-праздником. Внуки называли её «Татулечка», а она их «племянничками». Когда мальчики подросли, она брала их с собой в полу-подпольные театры-студии, в театр на Таганку, в Дом кино. Владимир рано погиб, а Александр любил навещать эксцентричную бабушку. Он вспоминал:
«Холодильник у нее всегда стоял полупустой, запасов на два дня. Когда я приезжал в гости, она варила одно яйцо и наливала чай. Делала это по-лагерному, насыпая заварки на треть стакана».
Александр учился на журфаке в МГУ. Стал специалистом по джазу и начал публиковаться в советских периодических изданиях в 1975 г. Затем увлёкся рок-музыкой, его друзьями стали Виктор Цой, Сергей Курёхин, Борис Гребенщиков, Константин Кинчев и др. В начале 80-х он устраивал неофициальные концерты андеграундных музыкантов на своей даче на Николиной горе. Татьяне Окуневской нравились посиделки с гонимыми властями бунтарями. В 1983 г. Александр Липницкий вместе с Петром Мамоновым и Алексеем Бортничуком создали группу «Звуки Му».
Хобби
Александр Липницкий начал интересоваться иконописью в 20 лет. Он делился:
«Я решил, что раз моя семья собирает светскую живопись, то я буду коллекционировать что-то совсем иное».
Большое влияние на него оказала книга Владимира Солоухина «Черные доски», выпущенная в 1969 г. Изначально Александр перепродавал иконы, что в то время было наказуемо законом. Деньги ему были нужны на оборудование и покупку музыкальных инструментов для студии звукозаписи, которую он создал на своей даче.
Затем Александр Липницкий настолько проникся иконописью, что стал не только изучать иконы, но и занимался реставрацией. Постепенно он стал признанным специалистом в этой сфере. Липницкий помогал собирать иконы многим другим коллекционерам, консультировал, курировал «Собрание русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного», участвовал в научных конференциях и круглых столах.
«Нарядная»
Александр умел находить редчайшие иконы. Во Владимирской обл. он отыскал последователей настоятеля секты старообрядцев-федосеевцев, за небольшие деньги ему разрешили поискать иконы, валявшиеся на сеновале. Таким необычным образом собрание Липницкого пополнялось ни раз. Больше всего его интересовали провинциальные северные памятники XVII - начала XVIII веков. Было невероятной удачей, если получалось приобрести иконы более раннего времени.
Впервые коллекция Александра Липницкого увидела свет в 2004 г. Его иконы стали частью экспозиции юбилейной выставки Музея им. Андрея Рублева. Тогда же у Александра родилось точное и ёмкое название для коллекции – «Моя нарядная».
Беспрецедентные торги
Музей им. Андрея Рублева готовил выставку коллекции Александра Липницкого к его 70-летию, которая должна была пройти в 2022 г. Но выставка «Миры Александра Липницкого» открылась без него. Александр Липницкий погиб 25 марта 2021 г. Он утонул, провалившись под лед.
Музыкант владел одним из крупнейших в России собраний церковной иконописи северного происхождения XVII-XIX. После смерти Александра Липницкого к его семье неоднократно обращались коллекционеры с предложением о покупке икон. Но его сын решил продать 48 икон на торгах Аукционного дома «Клуба коллекционеров графики». Это были беспрецедентные торги, на открытом рынке подобное полное собрание артефактов высокого музейного уровня встретить практически невозможно. Основатель Аукционного дома Сергей Подстаницкий, историк искусств поделился:
«Это тот редкий случай, когда на арт-рынок вышла не единичная вещь, а музейное собрание».
Эксперт русской иконописи НИНЭ им.Третьякова кандидат искусствоведения Наталья Мерзлютина говорит:
«Коллекция Александра Липницкого разнообразна. Если ее повесить в один большой зал, то по ней можно рассказывать историю русской иконописи с середины XVI до начала XX века. Тут все: традиционное письмо и академическое, старообрядческие образы и произведения, выполненные по заказу представителей официальной церкви, темпера и масло, иконы традиционной и редкой иконографии».
Коллекция распродавалась в несколько этапов. Торги прошли в декабре 2022 г. Стоимость 48 лотов по предварительным данным оценивалась в 30 миллионов руб. Самыми дорогими иконами стали: «Преподобный Алексий Человек Божий» конца XVIII века. Икона продана за 1,6 мл. рублей. И «Великомученица Параскева Пятница» второй половины XVI века. Эта икона стала самым дорогим лотом, проданным за 1,9 мл. руб. Оклад у иконы довольно редкий, серебряный, выполнен отдельно в XVIII веке.
Общественность горячо обсуждала эти торги. Одни говорили, что коллекцию не стоило продавать, другие, наоборот, - что надо было продавать частями. Третьи утверждали, что семья коллекционера, должна была передать иконы в музей или РПЦ.
На мой взгляд, наследник поступил самым разумным образом. А ваше мнение, друзья?