Не так давно Кронштадт был закрытым городом. От этого он казался супертаинственным. А множество его фортов, стоящих прямо в воде- недосягаемыми загадочными крепостями.
Всё поменялось в 1996 году, когда сняли запрет на посещение города. А ещё через несколько лет началось строительство туристической инфраструктуры. Про Кронштадт у меня накопилось много информации, и я с удовольствием буду ей делиться. Начну с фортов. Уверена, что многие путешественники не отказались бы лично побывать на них. И частично это возможно! Почему частично? Потому, что сейчас несколько знаменитых сооружений находятся на реконструкции до 2026 года, и их можно осмотреть только снаружи (про те, на которые можно попасть- позже расскажу).
Для этого в Кронштадте «на каждом углу» предлагаются различные поездки на малых и больших судах. Вот несколько точек продажи билетов: возле Морского Никольского собора, на набережной Петровского канала (где начинается платная часть парка «Патриот»), в парке «Остров фортов», на форте «Константин» и т.д. Ну, и в интернете куча сайтов, предлагающих свои услуги.
Поездка на теплоходе от турфирмы «Нева тревел» чисто обзорная, без высадки. За 1000 рублей вас покатают 45 минут вокруг основных фортов, расскажут интересные факты (везде динамики).
Две палубы дают возможность расположиться по своему желанию где угодно (под крышей, без крыши, в баре, в курилке, на носу, на корме)- места хватит всем, передвижения свободные.
Мимо будут проходить военные и грузовые корабли.
Совсем рядом покажется форт «Александр l» или «Чумной» (это тот, где в 1896-1917 годах проводили опыты по созданию противочумной вакцины). Изначально этот форт служил, как и полагается таким объектам, для обороны. Между ним и «Павлом l» проходило минное заграждение для вражеских судов, что в 19-м веке трижды спасало от их вторжения.
Сегодня ему уже вернули исторический бежевый цвет, а совсем недавно стены были пугающе чёрными (от пожара, устроенного для съёмок фильма, и, заодно, дезинфекции на всякий случай )).
Когда закончится реконструкция, здесь будут гостиница, ресторан, развлекательное пространство, музей, посвящённый периоду чумного прошлого форта (поражает самоотверженность людей, работавших там в полной изоляции, наедине со смертельной болезнью).
Посадка на теплоход- с причала форта «Пётр l» («Цитадель»). Его построили ещё во времена Петра. Вместе с «Кроншлотом» отсюда обстреливали врагов, если те посмели бы зайти в наш фарватер.
К нему ведёт перешеек от, быстро ставшего популярным, парка «Остров фортов» (о нём и его новом обалденном музее я обязательно напишу отдельную статью). На протяжении пути к теплоходу видны остатки исторической железной дороги, когда-то соединяющей Арсенал с «Цитаделью».
Сам «Пётр l» тоже на реконструкции.
Неподалёку стоит самый первый форт, построенный в 1700-х, «Кроншлот». Поговаривают, здесь вообще будет какое-то суперпространство, может даже с канатной дорогой «на землю». Его тоже увидим с теплохода. Но пока там- стройка.
А вот та маленькая фитюлька на острове- остатки некогда огромной крепости-форта «Павел l», ушедшей под воду.
Вылазку на него можно совершить уже с другой экскурсией. Я брала у набережной парка «Патриот» (1200 р).
В чуть менее комфортных условиях вас так же покатают по заливу, показав и рассказав Историю.
Небольшим судам легче подойти ближе к объектам.
Кстати! Знаете ли вы, что кронштадские форты- это не готовые острова, на которых соорудили оборонные укрепления? Сначала построили сами острова!! Камень на камень… Представить сложно. Позже стали строить, заливая бетон между свай.
Прибыли. Форт «Павел l». Вернее, остатки одной из его башен.
Здесь вас передадут в руки экскурсовода, которая поведает печальную историю разрушения форта. БОльшая часть острова ушла под воду из-за неосторожного обращения с огнём в 1923 году, вызвавшего взрывы боевых запасов. Здесь был склад старых мин (артиллерия совершенствовалась, дальность выстрелов увеличилась, и старые форты стали неактуальны как объекты обороны, став использоваться в гражданских целях и в качестве складов). Добавил разрухи несчастному форту разбор оставшихся построек и вывоз кирпичей для нужд стройки новых зданий. Всё, что дошло до нас- руинированная башня, в которую нельзя залезать (опасно).
История форта «Павел l» берёт начало в конце 18-го века, тогда его называли «Рисбанк», и представлял он собой батарею на ряжах с двумя бастионами. Постепенно добавились ещё постройки, а при Николае l форт перестроили в камне.
Вот так выглядел «Павел l» когда-то.
А вот так сейчас.
Но не печальтесь. Остались ещё сохранившиеся форты, доступные сегодня для посещений. Об одном из них будет мой следующий обзор. 🤗