Казалось бы, немудрящая песенка девушки, которая надеется, что почтальон принес ей письмо от её парня... Но «Please Mr. Postman» вышла как раз вовремя, чтобы «предсказать» будущее, покорить мир и оказаться узловым моментом в истории популярной музыки. Даже её авторство — настоящая головоломка для музыкальных архивариусов...
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Успех детройтского лейбла «Мотаун» в поп-музыке был неизбежен. И он пришёл с выходом сингла от имени девочек-подростков из Инкстера, штат Мичиган, и их обращением к почтальону о письме, которое, кажется, так и не пришло.
Песня девичьего квартета The Marvelettes «Please Mr. Postman» 1961 года стала первым синглом «Мотауна», занявшим первое место национального хит-парада. Поистине символическая победа: лейбл, принадлежащий афроамериканцам, штат которого состоял из афроамериканских певцов, авторов песен и сессионных музыкантов, покорил публику по всей стране вне зависимости от цвета кожи.
Безобидная с виду песня оказалась предвестником грядущих кардинальных перемен в популярной музыке. До выхода «Please Mr. Postman» дела у темнокожих поп-исполнителей шли неплохо. Но компания Motown Records в корне изменила ситуацию и рванула вперёд, доведя до совершенства конвейерную формулу, которую крупным лейблам было сложно воспроизвести.
Это был номер женской группы, в котором душераздирающий, почти блюзовый вокал Глэдис Хортон сопровождается милым щебетанием остальных The Marvelettes. Головокружительная, немного нервная аранжировка построена на сверкающем фортепиано и барабанах с интонациями калипсо (за установкой сидел, кстати, Марвин Гэй). Никаких гитар. Припев слышно за версту.
Перемены явно витали в воздухе. Во-первых, на обложке «Please Mr. Postman» не было The Marvelettes. Вместо счастливых лиц темнокожих девчонок, что было бы логично, — мультяшное изображение пустого почтового ящика с многозначительной паутинкой.
Возможно, песня «Пожалуйста, мистер почтальон» подспудно рассказывает о куда более серьёзных событиях, чем девичьи вздохи о письме от милого друга. Президент Кеннеди уже начал уделять внимание Вьетнаму. Американские войска находились в стране, но в 1961 году их численность увеличилась втрое.
Из песни непонятно, где находится отсутствующий парень. Мы узнаём только, что он далеко. Например, он мог оказаться в джунглях где-то на другом конце света. Поп-музыка ещё не затрагивала тему Вьетнама. Но «Please Mr. Postman» при всей своей весёлости непреднамеренно сигнализировала и о грядущем конфликте.
После своего пробивного хита The Marvelettes выпустили тусклый сингл «Twistin' Postman», пытаясь поймать волну повального увлечения твистом. После кадровых изменений квартет окончательно распался в 1970 году, вскоре после того, как лейбл Motown перенёс свою штаб-квартиру в Лос-Анджелес. В наступившем десятилетии им не было место, но их песня не была забыта...
Ностальгия всегда была движущей силой поп-музыки. Это проявилось в начале 1975 года. Целых два хита Номер 1 были каверами культовых песен 1960-х: Элтон Джон исполнил битловскую «Lucy In The Sky With Diamonds», дуэт The Carpenters — «Please Mr. Postman». Обе переделки не добавили абсолютно ничего к оригиналам и были созданы исключительно ради тоски по прошлому.
По сути дела оба хита были перепевками «Битлз», поскольку ливерпульский квартет записал «Please Mr. Postman» для альбома «With The Beatles» в 1963 году. Джон, Пол, Джордж и Ринго были давними поклонниками продукции «Мотауна» и американских девичьих поп-групп.
«Lucy In The Sky With Diamonds» была отсылкой к ушедшей психоделической эпохе, и Элтон Джон даже пригласил Джона Леннона спеть и сыграть на гитаре. Успех новой версии был отчасти связан с горьким ощущением утраченных надежд эпохи «Битлз», которое ещё было свежо в 1975 году.
Интерпретация «Please Mr. Postman» в исполнении The Carpenters была лишь «детским» возвращением к временам, которые казались им более простыми. Хотя, конечно, времена были непростыми. Простых времён вообще не бывает.
The Carpenters записали множество каверов. Они даже посвятили целую часть своего альбома «Now & Then» (1973) новым версиям старых хитов. Но никогда они не обходились с исходным материалом так бережно, как в «Please Mr. Postman».
Вокалистка Карен Карпентер, способная передавать своим голосом тончайшие нюансы, выводит мелодию под жёсткий бит польки, похожий на фоновую музыку для супермаркетов. Записанная спустя четырнадцать лет версия «Please Mr. Postman» кажется менее продвинутой, чем оригинал.
The Carpenters сняли клип в Диснейленде, бегая с мультяшными персонажами и широко улыбаясь перед камерами. Выбор места кажется странным. До того, как The Carpenters добились успеха, Ричард Карпентер работал уличным музыкантом в Диснейленде. Его уволили за слишком большое количество современных хитов в репертуаре. Если Ричард и держал какую-то обиду на Диснейленд, то в видео он этого не показал.
«Please Mr. Postman» стал для The Carpenters последним синглом, занявшим первое место в чартах. В последующие годы они продолжали попадать в хит-парады, но продажи упали. Ричард боролся с зависимостью, Карен — с анорексией. Они взяли перерыв, затем снова сошлись. Через восемь лет после выхода их последнего сингла, занявшего первое место, Карен умерла от сердечной недостаточности в возрасте 32 лет.
Загадка, связанная с «Please Mr. Postman» — фактическая личность её автора или авторов. Можно подумать, достаточно посмотреть на конверт пластинки, но не всё так просто... На записи The Marvelettes авторство приписано Доббинсу/Гарретту/Брайанберту. На записи «Битлз» — некому Холланду. Зал славы авторов песен приписывает песню команде Холланд/Бейтман/Горман.
Чтобы разгадать тайну, нужно взглянуть на историю песни. The Marvelettes были группой школьных подруг, в которую входили Джорджия Доббинс, Глэдис Хортон, Джорджанна Тиллман, Хуанита Коуарт и Кэтрин Андерсон. В начале 1961 года они прошли прослушивание на «Мотауне», но от них потребовали собственную песню.
Джорджия Доббинс решила переписать блюзовый номер её друга по имени Уильям Гарретт. На тот момент у него не было даже мелодии. Гарретт согласился при условии, если его упомянут в качестве соавтора. Доббинс, сохранив только название «Пожалуйста, мистер почтальон», написала текст о письме от бойфренда.
Но глава лейбла Берри Горди чувствовал, что песня нуждается в доработке. Для шлифовки материала он пригласил проверенную команду авторов песен в лице Брайана Холланда и Роберта Бейтмана (вместе их называли Брайанберт). Финальные штрихи нанёс ещё один автор-песенник — Фредди Горман, настоящий детройтский почтальон.
Так что полное авторство должно выглядеть так: Джорджия Доббинс/Уильям Гарретт/Брайан Холланд и Роберт Бейтман (Брайанберт)/Фредди Горман. Их трогательная вечнозелёная песня об ожидании письма или открытки легко проложила дорогу в будущее — и прозвучала даже в плотном ритме диско!
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!