Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Уровень организации личности. Психотический, пограничный, невротический. Взгляды психоаналитиков.

Оглавление

Введение

Понимание сложности человеческой личности — задача, которая на протяжении столетий очаровывала психологов. Психоаналитическая теория личности, глубоко укоренившаяся в работах Зигмунда Фрейда, продолжает оставаться влиятельной основой. В этом исследовании мы углубимся в различные уровни организации личности: психотический, пограничный и невротический уровни, предоставив всестороннее представление об их формировании, характеристиках и потенциальной трансформации.

Психотический уровень

Что такое психотический уровень организации личности.

Психотический уровень организации личности в психоанализе относится к стадии развития, в которой индивид может иметь трудности с различием внутренней и внешней реальностей. Это может привести к серьезным искажениям в восприятии и мышлении.

С точки зрения классического психоанализа, психотический уровень организации личности может проявляться в различных формах психоза, таких как шизофрения, параноидные состояния или биполярное расстройство.

Одна из основных характеристик психотического уровня — отсутствие надежных оборонительных механизмов, которые обычно помогают индивиду справляться с тревогой и конфликтами. Вместо этого, механизмы защиты на этом уровне могут включать отрицание, расщепление и проекцию, которые часто приводят к искажению реальности и неадекватным реакциям на внешние стимулы.

Этот уровень организации личности считается одним из самых низких и ранних в структуре личности и обычно связан с глубокими психическими расстройствами. Лечение таких состояний сложно и часто требует долгосрочного психотерапевтического вмешательства.

Причины, факторы риска

Понимание того, как развивается психоз, является сложной и многогранной задачей. Чтобы пролить свет на эту тему, нужно заглянуть в самые глубокие тайники раннего детства.

Часто корни психотического поведения можно проследить до младенческой фазы, особенно в возрасте около полутора лет. Предполагается, что травматический опыт в этом нежном возрасте, например, оставление без надлежащего ухода или переживание сильного страха, может нарушить фундаментальное чувство безопасности ребенка.

Это нарушение на такой ранней стадии развития может повредить основной фундамент личности человека. Внутренние конфликты, возникающие из-за этого нарушения, не тривиальны и не поверхностны; они экзистенциальны по своей природе, вращаясь вокруг основных тем жизни, смерти, страха и безопасности.

Проблема лечения или даже понимания психоза заключается в том, что из-за раннего нарушения развития построение «я» затруднено с самого начала. «Построение» личности становится сложной задачей, и человек может навсегда застрять в фазе, когда базовое доверие и понимание мира неуловимы.

Пограничный уровень

Пограничный уровень организации личности (или пограничное состояние) в психоанализе относится к промежуточному состоянию между невротическим и психотическим уровнями организации. Это состояние может включать широкий спектр симптомов и характеристик, которые не доходят до уровня полного психоза, но являются более серьезными и хроническими, чем невротические симптомы.

Основные характеристики пограничного уровня организации личности могут включать:

  1. Неустойчивость в отношениях: Люди с пограничным уровнем могут иметь трудности в установлении и поддержании здоровых межличностных отношений. Они могут переключаться между идеализацией и демонизацией других людей.
  2. Эмоциональная неустойчивость: Частые и резкие колебания настроения, чувство пустоты и хроническая тревога.
  3. Импульсивность: Склонность к необдуманным и рискованным действиям, таким как злоупотребление веществами, рискованное сексуальное поведение и др.
  4. Искажение реальности: В стрессовых ситуациях могут возникать временные параноидные мысли или даже диссоциативные состояния.
  5. Большая зависимость от других: Это может проявляться в невозможности самостоятельного принятия решений или в постоянной потребности в одобрении.

Как люди развивают пограничные черты личности?

Происхождение пограничных черт личности обычно можно проследить до раннего детства. Когда ребенок в возрасте двух-трех лет начинает проявлять автономию, решающее значение приобретает заботливая среда со стороны значимых взрослых. Отсутствие стабильной и поддерживающей среды, в которой поведение родителей может быть неустойчивым, непредсказуемым или где ребенка могут постоянно наказывать или чрезмерно баловать, может препятствовать способности ребенка создавать четко определенные личные границы.

Пограничные личности часто оказываются в ловушке на стадии сепарации-индивидуации. Эта стадия развития, когда ребенок стремится утвердить свою индивидуальность, все еще полагаясь на родительские фигуры, может стать для него запутанным лабиринтом. Неспособность пройти через этот критический этап может привести к формированию пограничных черт личности, отмеченных борьбой за примирение с конфликтующими эмоциями и неспособностью сформировать целостное ощущение себя.

Проблемы, с которыми сталкиваются люди с пограничной личностью, многогранны и сложны. Они не являются полностью жертвами своих обстоятельств и не полностью контролируют свой выбор. Понимание их состояния требует эмпатии и понимания запутанного танца между ранним детским опытом и последующим формированием идентичности. Пограничное состояние — это действительно запутанный путь, но при правильном руководстве и поддержке есть надежда на исцеление и рост.

В борьбе с проблемами пограничной личности профессиональная помощь психологов или терапевтов, специализирующихся в этой области, может иметь значение. Такие методы лечения, как диалектическая поведенческая терапия (ДПТ), показали многообещающие результаты, помогая людям справляться со своими эмоциональными колебаниями и формировать более стабильное чувство собственного достоинства. Участие в терапии и поиск благоприятной среды могут стать ключевыми шагами в восстановлении контроля и движении к более здоровой и сбалансированной жизни.

P.S. Не путайте с пограничным расстройством личности. Это другое. К сожалению, в литературе бардак. Можно запутаться.

Невротический уровень

Невротический уровень организации личности в психоанализе относится к уровню психического функционирования, при котором основные оборонительные механизмы и способы взаимодействия с внешним миром в основном адекватны, но могут быть нарушены определенными симптомами или поведенческими паттернами, вызванными внутренними конфликтами и тревогами.

Основные характеристики невротического уровня организации личности включают:

  1. Оборонительные Механизмы: На невротическом уровне механизмы защиты, такие как подавление, регрессия, рационализация и отрицание, действуют более гибко и адаптивно по сравнению с психотическим и пограничным уровнями.
  2. Симптомы: Невротические симптомы могут включать в себя тревогу, депрессию, фобии, компульсивные поведенческие паттерны и др. Они могут мешать повседневной жизни, но обычно не приводят к глубоким искажениям реальности.
  3. Внутренние Конфликты: Невротический уровень часто связан с неосознанными конфликтами между желаниями, страхами и социальными ожиданиями, которые могут привести к симптомам и проблемам в межличностных отношениях.
  4. Способность к Работе и Любви: Несмотря на невротические симптомы, большинство людей с невротическим уровнем организации личности сохраняют способность к продуктивной работе и способность устанавливать и поддерживать значимые отношения.

Как появляются невротики?

Невротическое поведение часто берет свое начало в раннем детстве, особенно на этапах развития в возрасте от трех до шести лет. В эти годы становления отношения с родительскими фигурами играют решающую роль в формировании эмоционального ландшафта ребенка. Вот некоторые аспекты модели воспитания, которые могут быть связаны с невротическим уровнем организации личности:

  1. Сложности в Межличностных Отношениях: Если родители или опекуны были непредсказуемыми, нестабильными или недостаточно поддерживающими в отношениях, это может способствовать развитию невротических симптомов. Дети, вынужденные адаптироваться к изменчивой и неоднозначной обстановке, могут развить внутренние конфликты, которые проявляются в невротических симптомах.
  2. Перфекционизм и Стремление к Удовлетворению Ожиданий: Родители, которые устанавливают очень высокие стандарты и ожидания, могут способствовать развитию перфекционизма и чувства недостаточности у ребенка. Это может привести к сильной тревожности и невротическим симптомам.
  3. Подавление Эмоций: Если родители или семейная среда не поддерживают свободное выражение эмоций, особенно отрицательных, ребенок может развить оборонительные механизмы, такие как подавление, которые могут способствовать развитию невротических структур.
  4. Семейные Секреты и Табу: Семейные тайны, запретные темы или недопустимые эмоции могут создать внутренний конфликт у ребенка, который может проявиться в невротических симптомах.
  5. Слишком Строгий или Слишком Заботливый Подход: Излишне строгие или излишне заботливые родители могут создать неправильные представления о себе у ребенка. Например, слишком большая защита может препятствовать развитию самостоятельности, а слишком строгий подход — создать негативное самооценку.

Модель воспитания при невротическом уровне организации личности может быть сложной и многогранной. Психоаналитическая психотерапия позволяет пациентам разгадать эти сложности и осознавать, какие взаимодействия и воспоминания могут лежать в основе их невротических симптомов, а также разрабатывать более адаптивные способы справления с ними.

Таким образом, формирование невротического поведения представляет собой сложное взаимодействие между врожденным темпераментом ребенка и внешними влияниями значимых взрослых в его жизни. Это не преднамеренный или сознательный выбор ребенка, а скорее адаптивная реакция на противоречивые сигналы и давление.

Почему важно понимать уровень организации личности ?

Понимание уровня организации личности с точки зрения психоанализа имеет несколько важных целей:

  1. Диагностика и Планирование Лечения: Определение уровня организации личности помогает психотерапевту или психоаналитику более точно диагностировать психологические проблемы пациента. Это позволяет разработать более эффективный план лечения и выбрать подходящие методы работы с пациентом.
  2. Прогноз Прогресса: Понимание уровня организации личности может дать представление о том, насколько сложно может быть лечение и какой прогноз улучшения можно ожидать. Это может помочь установить реалистичные ожидания и наилучший путь для достижения положительных изменений.
  3. Определение Причин: Разбирательство уровня организации личности может помочь понять глубинные причины психологических проблем. Это позволяет обнаружить неосознанные конфликты, динамику отношений и оборонительные механизмы, которые формируют симптомы.
  4. Персонализированный Подход: Понимание уровня организации личности помогает адаптировать психотерапевтический подход к конкретному пациенту. Разные уровни требуют разных стратегий работы, и понимание этого позволяет разработать наилучший индивидуальный подход.
  5. Углубление В Процесс: Для пациента также важно понимать, какие аспекты его личности и прошлого могут влиять на его текущее состояние. Это помогает углубить понимание себя, своих проблем и способов их решения.
  6. Профилактика и Самосознание: Для здоровых людей понимание уровней организации личности может помочь в осознанности собственных реакций и поведения. Это может способствовать более здоровым межличностным отношениям и психологическому благополучию.

Конечно, психоаналитическое понимание уровней организации личности может быть сложным и глубоким процессом, и его использование обычно требует опытного специалиста

Для записи на консультацию нажмите ЗАПИСАТЬСЯ (Если вы поймёте, что первая консультация прошла "мимо вас" то я верну за неё деньги)

Автор: Яновский Андрей Сергеевич
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru