Для X-XII веков, в некоторых местах и в XIII характерен стиль в архитектуре и искусстве, получивший наименование романский (термин возник в XIX столетии). Наиболее ярко первоначально проявился в архитектуре. В то время уже сложились и развились феодальные отношения, а также идеология католической церкви. Именно монашеские ордена невольно стали распространителями романского стиля. Монахи тех лет занимались многими полезными делами. Их руками и головой создавались произведения искусства, книжного дела и архитектуры. Они были: разнорабочими, строителями, живописцами, скульпторами, переписчиками, декораторами.
На помощь монахам приходили миряне, скорей всего вначале не по доброй воле, а по приказам аббатов. Жители селений, входящие во владения монастырей обязаны выполнять работы на монастырских территориях. Конечно, такие миряне научились у монахов и в коне XI века стали создавать артели каменотёсов, куда входили строители и скульпторы. В те времена бедные приходы обходились одной церковью, часто небольшой. А богатые монастырские и феодальные владения строили комплексы (церкви, монастыри, замки) среди сельской местности, которые возвышались над округой и подавляли своей грандиозностью бедный люд. Могущество феодала должно быть подобием «града божьего», чтобы внушить поданным почтение и страх.
Важное в постройках того времени – гармоничное сочетание с окружающим ландшафтом, формы и силуэты своего рода обобщали естественный рельеф. Часто использовали при строительстве местный камень, который способствовал естественному сочетанию с окружающей природой.
Романский стиль впитал элементы предшествующих эпох: позднеантичной, меровингского искусства и культуры Каролингского возрождения. Как видно из названий основа была взята от монастырских построек на территории будущей Франции, тогдашних франкских королевств. Внешний вид зданий, характерных для романского стиля отличался спокойным торжеством силы. Стены возводили массивные и толстые с узкими окнами и ступенчатыми порталами. Одним из главных элементов этого стиля стали высокие башни. Здания – своего рода набор геометрических фигур – кубов, призм, цилиндров, параллелепипедов, поверхность которых расчленялась на различные элементы, задающие своеобразный ритм, но оставляющим целостность.
В романском стиле религиозных зданий продолжалось развитие форм, созданных ещё в зодчестве раннехристианского периода, то есть базиликальной (прямоугольной) и центричной (круглой) в плане церкви. Поперечны неф (проход под арками или/и между столбами или колоннами) в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной продольный неф под прямым углом – трансепт. В романском стиле в месте пересечения трансепта с продольным нефом стали строить световой фонарь или башню. Главные части храма – отдельные части, точнее ячейки как внутри, так и снаружи. Внутри здания вызывали устойчивость здания мерные ритмы разделяющих нефы аркад (ряды арок, опирающихся на столбы или колонны) и подпружных (поддерживающих свод) арок на некотором или значительном расстоянии друг от друга, представляющих целостность со всем сводом, чаще цилиндрическим или крестовым.
Романский стиль в архитектуре менялся, сначала главным декоративным элементов внутреннего убранства являлась настенная живопись, но с конца XI-начала XII века своды и стены стали возводить с более сложной конфигурацией. И постепенно главенствующим видом декора становится монументальные рельефы, украшающие порталы, фасадные стены и капители колонн. Затем в романском стиле закрепляются насыщенные светотеневые эффекты.
На территории Франции романский стиль сложился к концу Х века. В большинстве того времени строили трех-нефные базилики и паломнические церкви с хором (пространство перед главным престолом), окружённый обходной галереей с радиальными капеллами (часовнями - помещениями для молитв). Единообразия не было, напротив, выявлено множество различных школ. В Бургундии распространялась монументальная композиция (в церкви Клюни), в Пуату был богат скульптурный декор (церковь Нотр-Дам в Пуатье), в Провансе предпочитали украшать скульптурами порталы (церковь Сен-Трофим в Арле), в Нормандии строгие декоры, ясность пространств и членений становились предшественниками готики (церковь Ла Трините в Кане).
В светской архитектуре франков сформировался тип замка-крепости с донжоном (главной башней).
На территории Германии выделялась саксонская школа, позже культовое зодчество прирейнских городов, здесь в XI-XIII веках соорудили красивейшие соборы в Шпайере, Майнце, Вормсе. Распространение получила так называемая связанная система перекрытий: каждой травеи (пролёта, т.е. структурной секции внутреннего пространства храма) среднего нефа соответствовали две травеи боковых нефов.
На территории Италии раньше других стала развиваться ломбардская школа, уже в IX-X веках сложился первый романский стиль: церковь в Милане, соборы в Кремоне и Модене, а также в других городах. Итальянцы строили преимущественно в городах, в архитектуре много декоративного убранства, кроме античного влияния есть и арабское, так как мусульмане захватили южную Италию и Сицилию. В обширной местности Тосканы сложился инкрустационный стиль.
На терриитории Испании, там, где проходила Реконкиста (отвоевание земель у мусульман) строили замки-крепости и городские укрепления. Среди религиозных католических зданий заимствование франкских паломнических церквей. Были композиционно просты и напоминали крепости. В некоторых случаях церкви Испании того времени предвосхищали готику. В Каталонии сохранились росписи с суровой выразительностью и интенсивностью колорита.
На территории Англии романский стиль развился после нормандского завоевания 1066 г. Традиционная местная резьба по дереву стала сочетаться с нормандской школой зодчества.
В странах Скандинавии городские соборы строили по примеру немецких, а местное своеобразие проявлялось только в сельских и малых приходских церквях.
В XII-XIII веках замки в романском стиле появились в Палестине и Сирии, построенные крестоносцами.
Романский стиль проник и в Восточную Европу и на территорию Руси, где проявились его черты в архитектуре на Владимиро-Суздальских землях.
Спасибо за внимание