Для любителей авиации не секрет, что во множестве отечественных фильмов снимались самолёты-экспонаты главного в России музея авиации в Монино. Но какие конкретно, и в каких фильмах? Где вместо настоящих исторических машин снимались макеты или переделанные спортивные «Яки»? Давайте разберёмся.
Самое раннее известное появление монинского экспоната в кино — это кадры с Ту-114 СССР-Л5611 в комедии «Русский сувенир» 1960 года. Музей в Монино тогда едва открылся, а самолёт станет его экспонатом лишь спустя 12 лет.
Одним из самых знаковых фильмов, который снимался в Монино с участием экспонатов был, конечно, «Им покоряется небо» 1963 года. И главным актёром был, разумеется, МиГ-9. Этот самолёт восстановили специально для фильма и затем оставили его в музее, где он хранится и по сей день. А кроме него в фильме можно увидеть Ил-10М, Ла-7, Ла-11, По-2, Ту-2, Як-12 и Як-18 из собрания музея.
Все кадры, снятые в Монино или с монинскими экспонатами в этом фильме, можно посмотреть в видео:
В мини-сериале 1964 года «Вызываем огонь на себя» самолёты Ту-2 и Пе-2 играют роль немецких бомбардировщиков. И хотя они накрыты маскировочными сетями, для нас не составит труда определить, что за машины под ними скрываются.
Ближе к концу фильма видна кабина самолёта Ил-12 или Ил-14. Возможно, это кабина монинского Ил-12Т до её полного разграбления в 1990-е годы.
В мелодраме того же года «Свет далёкой звезды» Ивана Пырьева мы видим бодро бегущий по полю Ла-11 с работающим мотором, Ил-10М и Ту-2 на стоянке, кабину стрелка Ил-10М с фотопулемётом, а также монинский аэродром со стоящими вдалеке Ил-12 и Ту-4.
Хотите убедиться в этом лично — вот видео.
В фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» 1967 года снимался ровно один настоящий Пе-2, остальные были макетами. Но когда показывали вращающиеся лопасти двигателя — это уже не Пе-2, а другой самолёт. Предположительно, это винты монинского Ту-2, но не факт.
Вот ролик, котором собраны кадры с монинским Пе-2 из этого фильма:
Монинские экспонаты снимались в двух фильмах киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение». В первом фильме, «Огненная дуга» 1968 года, генерал-полковник Конев прилетает на фронт на монинском По-2.
А в следующем фильме, «Прорыв» 1969 года, монинский Ту-4 играет роль B-29, который привёз Рузвельта в Тегеран. И это далеко не последний раз, когда Ту-4 играл роль своего «прародителя».
Обе сцены из фильмов я собрал в один ролик:
Следующий фильм — «Случай с Полыниным» 1970 года, по повести Константина Симонова. Здесь на снежный монинский аэродром выкатили Ла-11, макет МиГ-3, Ту-2 и Як-18.
Также в фильме есть эпизод с Олегом Ефремовым, сидящим в кабине Ла-11.
Советско-венгерский фильм 1971 года «Держись за облака» посвящён событиям 1919 года, но и здесь нашлось место двум экспонатам музея — Voisin LAS и Sopwith Triplane, которые как раз родом из этих времён. Съёмки эпизода проходили на монинском аэродроме, что видно по шестигранным плитам бывшей ВПП. А роль «самолёта Николая II» играл По-2, но не музейный экземпляр.
Малоизвестный мини-сериал «Последний рейс „Альбатроса“» 1971 года почти полностью снят в Монино.
Здесь можно увидеть МиГ-9, «загримированный» под Me.262, стоящие в ангаре № 8 самолёты Ла-11, Ту-2 и Як-11, уничтоженный Ли-2 зав.н. 18418809, а также грузовую кабину Ил-12Т.
В одном из эпизодов легендарного сериала 1973 года «Семнадцать мгновений весны» красиво снят монинский аэродром, а также экспонаты музея — Як-11 и Як-12Р.
Также в эпизоде задействованы Ан-2 и Ли-2, но они не имели отношения к музею.
В фильме «Товарищ генерал» 1973 года показана танковая атака на немецкий аэродром, где роль вражеских самолётов играют уже упоминавшиеся в этой статье Ли-2, Пе-2 и Як-11.
В мелодраме Даниила Храбровицкого «Повесть о человеческом сердце» мы впервые видим музейную стоянку как она есть на момент 1974 года. В кадр попали самолёты Ан-12, Ил-12, Ла-15, Ла-250, М-50, МиГ-9, опытный МиГ-15бис ИШ, Ту-4, Як-17 и вертолёт Ми-4.
А также прекрасные советские артисты Кирилл Лавров и Андрей Попов.
В фильме 1974 года «Если хочешь быть счастливым» в кадре мелькают два американских вертолёта, которые впоследствии попали в монинский музей: Vertol 44 и Sikorsky S-58.
Правда, до сегодняшнего дня дожил лишь один из них.
Для фильма «Воздухоплаватель» 1975 года создана летающая реплика самолёта Farman IV.
После съёмок реплика была любезно передана в монинский музей и сейчас представлена в зале № 1 «Зарождение авиации».
В приключенческом фильме «Два капитана» можно увидеть музейный Ла-11 и кабину Ту-2.
А вот снимавшийся в картине 1976 года самолёт По-2 никакого отношения к музею не имел. Кстати, этот же По-2 снимался в фильме «В бой идут одни „старики“». Показанный в фильме Ли-2 тоже не музейный.
В 1977 году монинский Ту-144 СССР-77106 мелькнул в легендарном «Мимино».
В военной драме «И ты увидишь небо» 1978 года на статической стоянке можно видеть монинские Ла-11 и Як-11. А вот два летающих в фильме По-2 — не музейные, причём один из них — тот же, что в фильме «Два капитана».
Для музыкальной комедии 1978 года «Пока безумствует мечта» на монинском аэродроме были построены масштабные декорации, съехались десятки популярных артистов.
Музей же предоставил три экспоната: настоящие Voisin LAS и Sopwith Triplane, а также реплику Farman IV, доставшуюся от фильма «Воздухоплаватель».
В биографическом фильме об А.Н. Туполеве «Поэма о крыльях» 1979 года можно увидеть как сам музей, так и его будущий экспонат — реплику бомбардировщика «Илья Муромец». Кроме того, в сценах фильма был задействован монинский Ту-2.
А вот реплики АНТ-1 и АНТ-25, установленные на открытой площадке музея, после съёмок были разобраны и увезены из музея, об их дальнейшей судьбе ничего не известно.
Для фильма 1980 года «Особо важное задание» был восстановлен поднятый из болота самолёт Ил-2 лётчика М.А. Федотова.
В фильме машина совершает пробежки по аэродрому, причём как в одноместном, так и в двухместном вариантах. Остальные показанные в фильме Ил-2 были лишь макетами.
Основываясь на этом же Ил-2 и его макетах в том же году сняли фильм «Ты должен жить», после чего самолёт был торжественно передан в монинский музей ВВС.
В фильме 1981 года «В небе „ночные ведьмы“» снималась целая «стая» По-2, но только один из них был монинским экспонатом. Это тот же самолёт с заводским номером 642749, что снимался в «Огненной дуге». Он отличается металлической окантовкой переднего стекла, коричневой обивкой посадочных мест, а также имеет три трубки Вентури по правому борту, и одну — по левому.
Монинский Ту-2 снаружи и внутри можно увидеть в фильме «Вина лейтенанта Некрасова» 1985 года.
Для советско-чехословацкого фильма «Пилоты» 1988 года были восстановлены до работоспособного состояния двигатели монинских Ли-2Т (зав.н. 1266008) и По-2 (зав.н. 642749).
Ли-2 в фильме рулит по аэродрому, а По-2 даже совершает подлёты. Также в кадре мелькают Ил-10М и Ту-2. Остальные летающие в фильме советские самолёты — это Ил-14 и переделанные Як-50.
В специфическом перестроечном фильме «Гу-га» 1989 года можно видеть пробежки монинской реплики самолёта УТ-2, построенной в 1978 году в ОКБ Яковлева.
Наконец, последний советский фильм, снимавшийся в Монино — это не менее специфический «Мой лучший друг генерал Василий, сын Иосифа», вышедший на экраны в 1991 году.
В нём мы видим Ту-4, а также два Ли-2Т, с заводскими номерами 1266008 и 23440808.
В следующий раз посмотрим, в каких российских фильмах и сериалах появлялись монинские самолёты и вертолёты.
Знаете ещё какие-то советские фильмы, где могли сниматься монинские экспонаты? Напишите об этом в комментариях!