Адаптация-это приспособление к изменяющимся окружающим условиям. Ребенок после детского сада должен привыкнуть к неизвестным для него условиям, посещению школы, учебному процессу обучения и новому режиму дня. Желание ребенка в самом начале идти в школу, это и есть первый период адаптации.
Адаптация ребенка в любом ее проявлении требует особого внимания со стороны родителей. Внимательно следить за ее развитием, спокойно и тактично сглаживать все негативные моменты.
С какими трудностями сталкивается первоклашка?
Первый класс можно считать самым сложным периодом адаптации ребенка. Если ответственно и правильно к нему подойти, можно избежать многих трудностей в дальнейшем обучении и общению со сверстниками. Если в дошкольном возрасте от ребенка не требовали особо строгой дисциплины, было время для игр, отдыха и сна, все занятия проводились воспитателями в игровой форме, то здесь весь процесс жизни ребенка меняется. В связи с этим можно выделить факторы, которые непосредственно действуют на психику ребенка:
· Ограничение на игры и подвижную деятельность.
· Новые требования и обязанности.
· Новая школьная обстановка.
· Новое окружение взрослых.
· Необходимость выстраивать отношения с взрослыми и сверстниками.
· Меняется весь распорядок дня.
Большую роль в адаптации ребенка имеют родители, они начинают требовать от первоклассника слишком многого, этого не стоит делать. Каждый ребенок с индивидуальными особенностями нервной системы по-разному преодолевает этот сложный период.
· Гиперактивным детям сложно усидеть весь урок, им необходимо постоянно быть в движении, концентрация внимания и сосредоточенность у них снижена. Обычно в первые полгода обучения они не усваивают школьную программу.
· Дети с повышенной утомляемостью так же испытывают трудность в усвоении школьного материала, так как они не могут долго сосредотачиваться на выполнение заданий, поэтому усвоение материала идет не полностью.
· Одаренные дети. Эти дети, которые идут в школу со своим багажом знаний. Поэтому на уроках им скучно, и они могут проказничать, не слушая учителя. В итоге таким детям рекомендуют переходить на индивидуальное или дистанционное обучение.
Этапы адаптации первоклассника.
По мере посещения ребенком школы адаптацию можно разделить на три этапа
· Начальный этап. Ребенок присматривается к новым условиям, к сверстникам, к взрослым. Этот этап проходит в стрессовом и напряженном состоянии. Обычно этот этап длится до трех недель.
· Неустойчивое приспособление. На этом этапе ребенок начинает приспосабливаться к новым условиям. Тревожное состояние спадает, ребенок начинает выстраивать схему поведения. Длится этап так же до трех недель.
· Устойчивое приспособление. На этом этапе устанавливается уверенная оценка своего «я», как школьника. Общение со сверстниками и учителем сформировано. Длится он до шести недель.
Как помочь ребенку в период адаптации?
Прежде всего, начинать подготовку к адаптации лучше заранее, когда ребенок еще посещает детское дошкольное учреждение. Обычно в подготовительной группе дети начинают посещать малышкину школу, на базе той школы, в которую в дальнейшем идет ребенок. Но, если будущий первоклассник не имеет возможности посещать подготовительный класс, как ему помочь?
· Периодические занятия дома.
· Организация режима дня, приближенного к школьному распорядку.
· Не укорять за промахи и чаще хвалить ребенка.
· Ни в коем случае не нужно предъявлять завышенных требований.
· Не сравнивать успехи сверстников с успехами ребенка.
· Спокойно обсуждать проблемы дома, не игнорировать просьбы и замечания учителя.
· Прислушиваться к ребенку. Если первоклассник неважно себя чувствует, лучше пропустить школу, но не чаще одного раза в две-три недели.
· Не ругать ребенка за неуспеваемость и плохие отметки.
· Больше проводить время с ребенком, прогулки и совместная деятельность.
· Создание условий для школьного процесса. Оборудования рабочего места, мебель, освещение, принадлежности.
· Сбалансированное питание. Не стоит забывать и о комплексных витаминах.
· Исключение гаджетов и виджетов на период адаптации.
· Настройка к общению со сверстниками и авторитарного положения учителя.
· Нацелить ребенка на успех. Подбадривать и поддерживать во всех начинаниях.
От этого всего зависит успешная адаптация ребенка к школе. Если ребенок ходит в школу с удовольствием, открыто рассказывает все успехи и неудачи, спокойно спит, у него хороший аппетит, хорошо ориентируется в здании школы, активно себя проявляет, появились друзья в классе, знает имена всех одноклассников, не жалуется на боли и плохое самочувствие, адаптация прошла успешно.
Пройти весь сложный этап адаптации ребенка, помогут не только родители, но и психологи. Не стоит бояться обращаться за консультацией к специалистам, если родители испытывают трудность в помощи ребенку, или первоклассник психологически истощен. В этом случае помогут и посещение мероприятий, театров, цирка, зоопарка, детские праздники и музеи. Максимально нужно разгружать ребенка от стрессового и напряженного состояния.