Важно научить ребёнка коммуникации с другими детьми в спорных ситуациях. Такие неоднозначные моменты могут превратиться в агрессию (ребёнок может ударить, толкнуть) , если во время ребенку не объяснить, как вести в той или иной ситуации. Пока ребёнок не умеет разговаривать, важно проговаривать ситуации сразу на площадке, чтобы когда ребёнок заговорил, смог сам урегулировать те или иные ситуации.
Раньше вопросов не возникало (когда было годик, Саша сидела в большой песочнице и игралась, к ней подходили дети и вместе играли, когда Саше 1.9, только начался сезон песочниц, много песочниц маленьких, что создаёт столкновения)
Итак, опишу ситуации на площадке/в песочнице, и то, как их можно разрешать (читала психологов) :
1. Ваш ребенок хочет поиграться с игрушками другого ребёнка. Для этого озвучиваем громко: "А кого это игрушки? Твои игрушки? А можно мы поиграемся? Хочешь поменяемся, Саша тебе лопатку, а ты ей свою? Не хочешь? Ну, Саш, видишь, девочка/мальчик сейчас не хочет делиться игрушкой, хочет сам/сама поиграться. Давай вон смотри с той лопаткой поиграем? "
2. Ваш ребёнок хочет поиграться с игрушками другого ребёнка, если его нет рядом.
А. Если это самокат, машинка. Я рассказываю, что это транспортное средство, мы можем на него посмотреть. Я объясняю, что это самокат мальчика и девочки, их сейчас нет на месте, чтобы спросить покататься. Но у нас с Сашей только раз такая ситуация возникала, когда Саше дали покататься на самокате, а в следующий раз Саша думала, что может взять самокат любого ребёнка.
Была ситуация обратная, в которой мне было неприятно: У Саши взяли беговел, покатались на нем и бросили в грязь. Когда мы подошли к беговелу, чтобы поехать на другую площадку увидели грязный беговел с девочкой на нем. Причем мама и папа девочки смотрели на это все и никак не реагировали. Я пыталась девочке объяснить, что нам нужен беговел наш. В итоге мама и папа девочки с истерикой девочки забрали, а Саша теперь не всех разрешает на нем садиться + беговел за ручку я таскаю сама, чтоб он был в поле видимости (не сколько из-за того, что на него кто-то сядет, а потому что не хочется за ним идти через всю площадку обратно) ;
Б. Игрушки, разбросанные по всей площадке. Очень много игрушек, которые лежат на площадке и являются общими. Но есть игрушки чьи-то, просто ребёнок отошёл. В таком случае, мы спрашиваем чьи игрушки, если Саша хочет, мы играемся, но потом кладём на место. (Насчет своих игрушек - мы когда играемся в песочнице -поигрались и сразу всё сложили. Я просто потом сама забуду забрать и потеряем, так уже было).
2. Другой ребенок берёт игрушку моего ребёнка. Если Саша сама играется и не хочет делиться - не делимся. То есть если ваш ребёнок не в настроении делиться с другим (может просто не понравится ей другой ребёнок) - то не надо заставлять, говорить, что ваш ребёнок жадина, такой сякой, что должен делиться, быть добрым, что всё делятся и ты делись, в песочнице - всё общее. Я это наблюдаю каждый день по несколько раз, как бабушки отчитывают ребёнка при всех. Психологи пишут : "А почему он должен делиться? Вы же не делитесь своим телефоном, машиной. Ребёнок - это такой же человек, просто младше. Вообщем, эта ситуация для меня сложнее, потому что всегда хочется быть доброй и делиться с другими, говорить нет сложно, но я каждый день с этим сталкиваюсь и уже понимаю, как действовать.
Ещё есть момент: не очень хорошо, чтобы другой ребёнок выхватывал из рук вашего ребенка игрушки. Это супер замечание, Даша, спасибо. Почему-то я раньше это не отслеживала, ведь это нарушение границ, которое привело к тому, что сейчас Саша не даёт игрушки вообще никому, сразу начинает кричать недовольно😅. Но ещё я заметила то, что когда к Саше по-доброму подходит ребёнок и спрашивает не хочет ли Саша поменяться или поиграться, с тем Саша охотно играется. Понимаете? Диалог происходит между детьми. Тем, кто выхватывает игрушки, я говорю "Отдай (по идее нужно вежливо сказать пожалуйста, но я успеваю сказать отдай) Саша не хочет, чтобы ты сейчас играл с её игрушками". Еще прочитала лайфхак: дома спрашивать: "Если другие детки захотят поиграть, ты дашь свои игрушки? Какие ты хочешь дома оставить играться, а какими ты сможешь поделиться? Ещё читала, что некоторые берут специально игрушки, чтобы ими делиться в случае нежелания своего ребенка. Но мне кажется это сложно, потому что по итогу, я забуду вообще всё игрушки или миллион детей (у нас очень много детей в песочнице) разберут все такие игрушки.
3. Толкать другого ребенка, бить лопатой, кидаться песком. Это Саша и так не делает, она понимает, что как бы вред может наносить другим. Но таких детей.. Много. То есть родители совсем не ставят границ или такой характер, и родитель бежит и кричит "не делай так!". Но ребёнок бежит и ещё сильнее начинает так делать. Мне кажется тут нужен диалог, почему так делать нельзя и выставление границ всякий раз, когда ребёнок так делает.
4. Саша бежала на качелю, вслед за ней прибежала другая девочка и решила сесть на качелю. Саша начинает идти назад, а я объясняю девочке, что Саша пришла первее на качелю, и мы сначала покатаемся. Та девочка закатывает истерику. Некоторые бабушки уступают сразу другим детям и говорят своему ребёнку: "Не жадничай, уступи". Видела одну ситуацию, когда девочка сидела на разных качелях, а мальчик прибегал позже или садился вместе с девочкой, на что девочка была недовольна, кричала, пыталась сместить его, так как рядом двоих взрослых не было, мальчик ударил девочку и влепил ей пощёчину. Мама девочки ничего не сделала, мальчик побежал дальше. Я сказала мальчику (по-хорошему мальчику должна говорить только его мама, но я не сдержалась), что бить девочек, да и вообще людей нельзя! Потом подошла к маме мальчика и сказала об этой ситуации, а она в свою очередь к своему сыну. Это ситуация всегда имеет место быть, просто тут нужен взрослый, который вовремя заметит и скорректирует это поведение.
5. Ребёнок на велосипеде сбил другого ребёнка. При мне была ситуация, когда мальчик на велосипеде врезался в девочку на самокате. Папа начал кричать на своего ребенка, тот заплакал и убежал. Тут важен диалог, сказать, что ребёнок может случайно задавить другого, что самокат/велосипед -это большая ответственность, нужно быть очень внимательным. Ещё есть курсы безопасности, есть методички по безопасности. Чем чаще проговаривать, играть в ситуативные игры по безопасности,тем лучше.
.
А с какими ситуациями сталкивались вы? Что думаете насчёт написанного выше? Мне ещё интересно почитать, как решаются такие ситуации в Германии, Америке, Южной Корее, других странах 😄