Найти тему
Ах ,эта свадьба!

Нужна ли детям свободная игра?

Оглавление

В наше время легко запутаться в обилии развивающих материалов, методик и специалистов самых разных направлений. Везде обещают невероятные результаты – умного, развитого, креативного ребенка. Родители не знают за что браться – эмоциональный интеллект, творческий потенциал, аналитический тип мышления, лидерские качества.

Все кажется таким важным и необходимым. Однако зачастую маленькие гении вырастают в подростков, которым ничего не интересно и которые сами не знают, чего хотят в жизни. Нередко оказывается, что этим детям просто не хватило свободной игры в детстве. Реализуя родительские амбиции, они потеряли себя. Что это за особый вид игры и почему он так важен? Давайте разбираться.

Свободная игра

Эта та самая игра, которую родители почему-то часто считают бесполезной тратой времени. Когда маленький исследователь ковыряется палкой в луже, строит замок из диванных подушек, устраивает кафе для мягких игрушек, проигрывает события мультфильма или книжки, которые его зацепили, лепит пластилиновые миры, мастерит одежду из платков и тряпок. Правила этой игры придумывает сам ребенок.

Взрослый может вовлекаться в игру, но не должен диктовать свои условия, он просто следует за фантазией малыша. Такая игра обязательно вызывает у ребенка сильные эмоции, он с большим увлечением в нее играет и зачастую сам не знает, чем закончится дело. С первого взгляда она может казаться странной и нелогичной. Он просто проживает что-то в игре. Чаще всего ребенок отыгрывает то, что нужно именно ему на данном этапе развития – какие-то социальные ситуации, чувства и эмоции, выясняет взаимосвязи и причинно-следственные связи в мире.

Точно ли нужна игра?

Да! Об этом сейчас говорят многие специалисты. У ребенка обязательно должно оставаться время на свободною игру. Это уникальный инструмент, позволяющий малышу развивать себя самому.

Свободная игра учит справляться с эмоциями, перекладывая их на игрушечных героев, развивает мышление, внимание, память и воображение, способствуют развитию понимания об устройстве мира, тренируют различные умения и логическое мышление, позволяет ребенку пробовать разные социальные роли и лучше понимать других, если он играет в компании детей, развивает самоконтроль и волю, что очень важно для дальнейшего обучения.

Каждый путь развития индивидуален и уникален. Маленький человек чувствует, что ему нужно в этот момент. Важно доверять ему и уметь видеть, и слышать своего ребенка. Когда мы наблюдаем за свободной игрой, нам может многое открыться про интересы, характер, возможные трудности и радости нашего малыша.

Как организовать свободную игру?

В такие игры дети играли все время существования человечества. Их можно наблюдать у всех – от детей из африканских племен до малышей из детских клубов крупных мегаполисов. Что еще раз подтверждает их важность. Ребенок сам понимает, что ему нужно в данный момент. Наша задача обеспечить его материалами и создать среду, в которой остается место детской фантазии.

Прекрасно подойдут различные природные материалы, ткани, конструкторы, персонажи (куклы, животные и т.п.), творческие материалы (пластилин, краски, карандаши), которые ребенок будет использовать по своем усмотрению, без наших подсказок и онлайн-уроков, крупные элементы (спортивные комплексы, большие подушки или мягкие игровые модули) и общение со сверстниками. И самое главное – после всех занятий у ребенка должно оставаться время, чтобы проявить себя и играть так, как нужно ему!

Не бойтесь, что, посвящая время всяким детским шалостям и затеям, будучи на какое-то время ежедневно предоставленным самому себе, ваш ребенок вырастет лоботрясом! Скорее наоборот, постоянно находясь под руководством мамы-аниматора или детских развивающих центров, играя исключительно в обучающие дидактические игры и обучаясь только в детских секциях, ребенок устанет, потеряет внутренние ориентиры, самостоятельность и желание внутреннего поиска. Ослабьте контроль и просто наслаждайтесь жизнью рядом! Пусть в вашей семье каждый находит время для себя и своих собственных ценностей!