Уважаемые друзья, читатели канала, всех вас приветствую!
Сегодня от меня не будет никаких загадок - буду рассказывать об очень древней церкви, сохранившейся в городе Гродно в Белоруссии.
Церковь сама загадывает загадки, очень уж она неординарная, учёные - архитекторы и искусствоведы не могут прийти к единому мнению на протяжении столетий. Я читала о ней столько статей, такие разные, противоположные теории и мнения, что не рискну здесь углубляться в исторические и религиозные изыскания. Покажу то, что имеем на сегодняшний день и прокомментирую.
Я три раза начинала эту статью и удаляла, ходила по кругу, не знала, откуда начать рассказ. И поняла, что лучше начинать эту непростую историю изнутри храма.
В своей прошлой статье я рассказывала вам о голосниках и использовании их в строительстве храмов и театров. Последним фото в статье шло фото интерьера Коложской церкви, давайте с него и начнем наше знакомство.
Мы сейчас не знаем, каким был первозданный интерьер этой церкви. Она претерпела невероятные, катастрофические разрушения и потери... Но мы видим сотни голосников. Они подлинные и они сохранились до нашего времени.
Я никогда и нигде не видела такого количества голосников, как в этой церкви. Изначально акустика в ней должна была быть просто сводящая с ума, устрашающая, вгоняющая в ступор и леденящая кровь. Сейчас мы уже не можем это проверить и никогда не узнаем. Чуть позже вы поймёте, почему.
Исследователи предполагают, что каменная Церковь была возведена в 1140-1170 годы. Сыновья Гродненского князя Всеволодка основали храм в честь своих патронов и первых древнерусских святых – князей Бориса и Глеба. Середина 12-го века... Храмов домонгольской Руси остались единицы. То, что она вообще сохранилась и дошла до нашего времени - уже чудо. В эпоху, когда сооружали церковь, сразу за Гродно начинались земли, где царило язычество, их даже называли Черная Русь. Святыню поставили на самой окраине христианского мира.
Также считается, что строил её византийский зодчий Пётр Милонег. Имя зодчего, строившего храмы почти тысячу лет назад... это тоже чудо. Даже если это и не так, чудо, что сохранились и дошли до нас летописи, и донесли до нас его имя.
В храме сохранились только две из шести колонн. Основание третьей, северо-западной колонны археологи обнаружили еще в 1980-х, но туристы могут видеть ее лишь теперь. В ходе последней реставрации в храме в полу появилось археологическое окно: под прочным стеклом — фундамент и остатки утраченной старинной колонны.
Я обещала рассказать, какую ещё функцию выполняют голосники, а точнее, вмурованные в стены и своды глиняные кувшины. Сделанные из достаточно лёгкой, обожжённой глины и полые внутри, они облегчают вес кирпичной кладки и уменьшают давление сводов на стены. Но есть одно "но": для этого не обязательно устанавливать их открытыми горлышками наружу. Значит, всё-таки главная их роль в этой церкви - роль резонаторов.
Назначение многочисленных ниш, сплошным поясом проходящих по низу стен на сегодняшний день неясно. Что-то в них ставить и что-то в них хранить - неудобно, они не глубокие. С конструктивной точки зрения их существование вообще необъяснимо: ниши в нижней части стены делают стену тоньше, ослабляют прочность всей конструкции. Неужели ради красоты... Возможно и такое: ниши создают ощущение легкости опирающейся на них стеновой массы. Снова загадка.
Второе свое название — Коложская — церковь получила значительно позднее. Согласно Новгородской летописи, князь Витовт, отняв у псковичей пригород Коложу, переселил оттуда под Гродно 11000 пленных. Поселились они сначала неподалеку от церкви святых Бориса и Глеба и в память о своей родине назвали эту местность Коложей. Тут снова загадка... есть и другая версия. В этих местах било много источников (ключей), возможно, старое слово было однокоренным с современным словом "колодец"? Известно, что слово "коложань" обозначает место, где бьют родники.
Пора выходить из церкви... Не хочется но придется. Я покажу вам неимоверно красивую, нарядную, богато декорированную керамикой кладку стен.
Стены строились из плинфы (тонкого плоского кирпича, пришедшего к нам из Древнего Рима) с использованием в кладке гранитных валунов. Фасады церкви украшены вставками из полированных валунов и майоликовых плиток коричневого, зеленого и желтого цветов, из которых набраны кресты.
Такие стены не оштукатуривались и не белились.
Теперь покажу вам реконструкцию, как могла выглядеть Коложская церковь после постройки в 12-м веке.
Николай Николаевич Воронин, советский историк и архитектор проводил раскопки на территории храма с 1932 по 1939 гг. Он предлагал проект с одним массивным куполом, делая храм в своей реконструкции строго симметричным и уравновешенным в массе.
И теперь я покажу, как сейчас выглядит Коложская церковь.
Теперь вы, видя её общий вид сверху, понимаете, почему я не хотела выходить из нее. Почему мы никогда не сможем услышать ее первозданную акустику.
Церковь утратила свою целостность, свой первоначальный вид и замысел её создателей нарушен и искажён.
Гродненцы считают этот храм сердцем города и с гордостью говорят: «Время над ним не властно!» Ну... как "не властно"? Властно, к сожалению... И не только время.
Вначале, в 13-14-м веках она неоднократно разорялась вторгавшимися в Гродно крестоносцами. Затем была тяжелая война, названная первой Московской, которую против польского короля Александра вел вторгшийся в Литву царь московский Иван Васильевич. Известно, что к началу 16-го века церковь «несколько десятков лет стояла опустевшая, обвалилась, и службы Божьей в ней не было». Предполагают, что именно тогда она уже утратила своды и купол. Потом она была отремонтирована, покрыта новой крышей: в те времена понятия "реставрация" не существовало, и её привели в порядок, как могли.
А дальше храм становится жертвой явлений природы. К 1720 году подмыв высокого холма, на котором стоит Коложа, Неманом привел к наклону здания.
В ночь с 1 на 2 апреля 1853 года часть холма, на котором расположен храм, южная и часть западной стены обрушились в реку.
Новый оползень произошёл в 1889-м, и в реку обрушилась крайняя южная апсида - на рисунке она справа.
Лишь через 8 лет берег был укреплен, вместо утраченных каменных возвели деревянные стены, установили остроконечную крышу с небольшим куполом.
В Белоруссии вновь и вновь возвращаются к вопросу реконструкции либо воссоздания этой уникальной церкви, но пока дальше проектов дело не двигается.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.