Найти в Дзене
Hélène Fourment

Загадочная Коложская церковь

Уважаемые друзья, читатели канала, всех вас приветствую! Сегодня от меня не будет никаких загадок - буду рассказывать об очень древней церкви, сохранившейся в городе Гродно в Белоруссии. Церковь сама загадывает загадки, очень уж она неординарная, учёные - архитекторы и искусствоведы не могут прийти к единому мнению на протяжении столетий. Я читала о ней столько статей, такие разные, противоположные теории и мнения, что не рискну здесь углубляться в исторические и религиозные изыскания. Покажу то, что имеем на сегодняшний день и прокомментирую. Я три раза начинала эту статью и удаляла, ходила по кругу, не знала, откуда начать рассказ. И поняла, что лучше начинать эту непростую историю изнутри храма. В своей прошлой статье я рассказывала вам о голосниках и использовании их в строительстве храмов и театров. Последним фото в статье шло фото интерьера Коложской церкви, давайте с него и начнем наше знакомство. Мы сейчас не знаем, каким был первозданный интерьер этой церкви. Она претерпел

Уважаемые друзья, читатели канала, всех вас приветствую!

Сегодня от меня не будет никаких загадок - буду рассказывать об очень древней церкви, сохранившейся в городе Гродно в Белоруссии.

Церковь сама загадывает загадки, очень уж она неординарная, учёные - архитекторы и искусствоведы не могут прийти к единому мнению на протяжении столетий. Я читала о ней столько статей, такие разные, противоположные теории и мнения, что не рискну здесь углубляться в исторические и религиозные изыскания. Покажу то, что имеем на сегодняшний день и прокомментирую.

Я три раза начинала эту статью и удаляла, ходила по кругу, не знала, откуда начать рассказ. И поняла, что лучше начинать эту непростую историю изнутри храма.

В своей прошлой статье я рассказывала вам о голосниках и использовании их в строительстве храмов и театров. Последним фото в статье шло фото интерьера Коложской церкви, давайте с него и начнем наше знакомство.

Интерьер Церкви святых Бориса и Глеба в Гродно (Белоруссия), или, как ее называют гродненцы, Коложа. Церковь была названа Борисоглебской в память о жестоко убиенных сыновьях киевского князя Владимира, позднее причисленных к Лику Святых.
Интерьер Церкви святых Бориса и Глеба в Гродно (Белоруссия), или, как ее называют гродненцы, Коложа. Церковь была названа Борисоглебской в память о жестоко убиенных сыновьях киевского князя Владимира, позднее причисленных к Лику Святых.

Мы сейчас не знаем, каким был первозданный интерьер этой церкви. Она претерпела невероятные, катастрофические разрушения и потери... Но мы видим сотни голосников. Они подлинные и они сохранились до нашего времени.

Я никогда и нигде не видела такого количества голосников, как в этой церкви. Изначально акустика в ней должна была быть просто сводящая с ума, устрашающая, вгоняющая в ступор и леденящая кровь. Сейчас мы уже не можем это проверить и никогда не узнаем. Чуть позже вы поймёте, почему.

Голосники крупным планом, в центре видно не только горлышко но и бока кувшина.
Голосники крупным планом, в центре видно не только горлышко но и бока кувшина.

Исследователи предполагают, что каменная Церковь была возведена в 1140-1170 годы. Сыновья Гродненского князя Всеволодка основали храм в честь своих патронов и первых древнерусских святых – князей Бориса и Глеба. Середина 12-го века... Храмов домонгольской Руси остались единицы. То, что она вообще сохранилась и дошла до нашего времени - уже чудо. В эпоху, когда сооружали церковь, сразу за Гродно начинались земли, где царило язычество, их даже называли Черная Русь. Святыню поставили на самой окраине христианского мира.

Голосники в интерьере Церкви Бориса и Глеба
Голосники в интерьере Церкви Бориса и Глеба

Также считается, что строил её византийский зодчий Пётр Милонег. Имя зодчего, строившего храмы почти тысячу лет назад... это тоже чудо. Даже если это и не так, чудо, что сохранились и дошли до нас летописи, и донесли до нас его имя.

И снова голосники, голосники...
И снова голосники, голосники...

В храме сохранились только две из шести колонн. Основание третьей, северо-западной колонны археологи обнаружили еще в 1980-х, но туристы могут видеть ее лишь теперь. В ходе последней реставрации в храме в полу появилось археологическое окно: под прочным стеклом — фундамент и остатки утраченной старинной колонны.

В нише с фрагментом колонны установлена  подсветка и вентиляционная решетка, чтобы не собирался конденсат. На время богослужений подсветка будет выключаться, чтобы не отвлекать прихожан от молитвы.
В нише с фрагментом колонны установлена подсветка и вентиляционная решетка, чтобы не собирался конденсат. На время богослужений подсветка будет выключаться, чтобы не отвлекать прихожан от молитвы.

Я обещала рассказать, какую ещё функцию выполняют голосники, а точнее, вмурованные в стены и своды глиняные кувшины. Сделанные из достаточно лёгкой, обожжённой глины и полые внутри, они облегчают вес кирпичной кладки и уменьшают давление сводов на стены. Но есть одно "но": для этого не обязательно устанавливать их открытыми горлышками наружу. Значит, всё-таки главная их роль в этой церкви - роль резонаторов.

Обратите внимание на ниши, расположенные в нижней части стены. Это ещё одна загадка церкви.
Обратите внимание на ниши, расположенные в нижней части стены. Это ещё одна загадка церкви.

Назначение многочисленных ниш, сплошным поясом проходящих по низу стен на сегодняшний день неясно. Что-то в них ставить и что-то в них хранить - неудобно, они не глубокие. С конструктивной точки зрения их существование вообще необъяснимо: ниши в нижней части стены делают стену тоньше, ослабляют прочность всей конструкции. Неужели ради красоты... Возможно и такое: ниши создают ощущение легкости опирающейся на них стеновой массы. Снова загадка.

А это план Борисо-Глебской церкви. Церковь представляла собой шестистолпный трехапсидный храм длиной 26,5 м и шириной 13,5 м с толщиной стен около 1,2 м. Каменные столбы диаметром 1,2 м на прямоугольных цоколях, вверху постепенно приобретающие крестообразную форму. На плане видно деление стен на лопатки и прясла.
А это план Борисо-Глебской церкви. Церковь представляла собой шестистолпный трехапсидный храм длиной 26,5 м и шириной 13,5 м с толщиной стен около 1,2 м. Каменные столбы диаметром 1,2 м на прямоугольных цоколях, вверху постепенно приобретающие крестообразную форму. На плане видно деление стен на лопатки и прясла.

Второе свое название — Коложская — церковь получила значительно позднее. Согласно Новгородской летописи, князь Витовт, отняв у псковичей пригород Коложу, переселил оттуда под Гродно 11000 пленных. Поселились они сначала неподалеку от церкви святых Бориса и Глеба и в память о своей родине назвали эту местность Коложей. Тут снова загадка... есть и другая версия. В этих местах било много источников (ключей), возможно, старое слово было однокоренным с современным словом "колодец"? Известно, что слово "коложань" обозначает место, где бьют родники.

Пора выходить из церкви... Не хочется но придется. Я покажу вам неимоверно красивую, нарядную, богато декорированную керамикой кладку стен.

Западная и северная стены церкви
Западная и северная стены церкви

Стены строились из плинфы (тонкого плоского кирпича, пришедшего к нам из Древнего Рима) с использованием в кладке гранитных валунов. Фасады церкви украшены вставками из полированных валунов и майоликовых плиток коричневого, зеленого и желтого цветов, из которых набраны кресты.

Прясло, украшенное майоликовыми цветными плитками, по бокам - лопатки.
Прясло, украшенное майоликовыми цветными плитками, по бокам - лопатки.

Такие стены не оштукатуривались и не белились.

Восточная стена, апсиды - центральная и северная.
Восточная стена, апсиды - центральная и северная.

Теперь покажу вам реконструкцию, как могла выглядеть Коложская церковь после постройки в 12-м веке.

Проект реконструкции Н.Н.Воронина
Проект реконструкции Н.Н.Воронина

Николай Николаевич Воронин, советский историк и архитектор проводил раскопки на территории храма с 1932 по 1939 гг. Он предлагал проект с одним массивным куполом, делая храм в своей реконструкции строго симметричным и уравновешенным в массе.

И теперь я покажу, как сейчас выглядит Коложская церковь.

Церковь святых Бориса и Глеба в Гродно в наши дни. Где же закомары и позакомарное покрытие, где световой барабан, увенчанный куполом-шлемом?                                                            Вам их не хватает, верно? Мне тоже...
Церковь святых Бориса и Глеба в Гродно в наши дни. Где же закомары и позакомарное покрытие, где световой барабан, увенчанный куполом-шлемом? Вам их не хватает, верно? Мне тоже...

Теперь вы, видя её общий вид сверху, понимаете, почему я не хотела выходить из нее. Почему мы никогда не сможем услышать ее первозданную акустику.

Церковь утратила свою целостность, свой первоначальный вид и замысел её создателей нарушен и искажён.

Гродненцы считают этот храм сердцем города и с гордостью говорят: «Время над ним не властно!» Ну... как "не властно"? Властно, к сожалению... И не только время.

Вначале, в 13-14-м веках она неоднократно разорялась вторгавшимися в Гродно крестоносцами. Затем была тяжелая война, названная первой Московской, которую против польского короля Александра вел вторгшийся в Литву царь московский Иван Васильевич. Известно, что к началу 16-го века церковь «несколько десятков лет стояла опустевшая, обвалилась, и службы Божьей в ней не было». Предполагают, что именно тогда она уже утратила своды и купол. Потом она была отремонтирована, покрыта новой крышей: в те времена понятия "реставрация" не существовало, и её привели в порядок, как могли.

На литографии середины 19 века она уже ничем не напоминает храм 12-го века, построенный в византийском стиле, но у неё по прежнему есть стены и есть новая крыша.
На литографии середины 19 века она уже ничем не напоминает храм 12-го века, построенный в византийском стиле, но у неё по прежнему есть стены и есть новая крыша.

А дальше храм становится жертвой явлений природы. К 1720 году подмыв высокого холма, на котором стоит Коложа, Неманом привел к наклону здания.

В ночь с 1 на 2 апреля 1853 года часть холма, на котором расположен храм, южная и часть западной стены обрушились в реку.

На рисунке белорусского художника Наполеона Орды мы видим состояние храма в 1869 году. И это не крайняя степень его разрушения.
На рисунке белорусского художника Наполеона Орды мы видим состояние храма в 1869 году. И это не крайняя степень его разрушения.

Новый оползень произошёл в 1889-м, и в реку обрушилась крайняя южная апсида - на рисунке она справа.

От церкви остались руины, около 30% стен, две колонны из шести и она снова лишилась крыши.
От церкви остались руины, около 30% стен, две колонны из шести и она снова лишилась крыши.

Лишь через 8 лет берег был укреплен, вместо утраченных каменных возвели деревянные стены, установили остроконечную крышу с небольшим куполом.

Современное фото
Современное фото

В Белоруссии вновь и вновь возвращаются к вопросу реконструкции либо воссоздания этой уникальной церкви, но пока дальше проектов дело не двигается.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки