При помощи экрана видео, совместных игр и множества разных занятий во время досуга и каникул ребенок заставляет работать свой ум и учится владеть своим телом. Он учится также общению с другими людьми.
Устоять перед волшебным экраном.
Зафиксируйте четко длительность просмотра передач, чтобы ваш ребенок не оставался надолго наедине с телевизором или видео. Ребенок, который замыкается в своей видеоигре или часами сидит перед телевизором, может начать испытывать чувство, что его бросили. Объясните ему, почему вы ограничиваете время пребывания перед экраном: вы успокоите ребенка, что продолжаете его любить, и вы направите его на другие интересы.
Постарайтесь, чтобы он общался с другими детьми, и предложите ему другие занятия в свободное время: чтение, головоломки, конкурс рисунка на лучшую поздравительную открытку, салонные игры, игры в саду, прогулки на велосипеде на природе, спектакль с переодеванием...
От 6 до 10 лет - возраст общения и приятелей.
Ребенка распирает от энергии, ему хочется общаться, и он проявляет себя в столкновениях с другими. Если дом остается любимым местом его игр, одного или с друзьями, то потребность потратить свою энергию и свобода, которую он приобрел, толкают его на улицу, где его встречают разные структуры, чтобы предложить целый набор разных физических занятий или других видов деятельности.
Игры в помещении.
Дом или квартира остаются местом многих игр, которые выдумывает ребенок. Он уже некоторое время играет в салонные игры. В его мир уже вторглись информатика и электроника при помощи маленького экрана - телевизионного, видеоигры или, через некоторое время, компьютера.
Салонные игры.
В этом возрасте следует поощрять детей играть в салонные игры. Это захватывающие, стимулирующие ум, забавные игры, развивающие память, логику, общую культуру, способность размышлять. Они обладают педагогическими достоинствами, так как учат ребенка подчиняться правилам, терпению дождаться своей очереди, воле выиграть, но и умению проигрывать. Пусть пригласит других детей, которые разделят с ним эти оживленные игры.
Начиная с 6 лет, ребенок в состоянии понять и соблюдать правила, дожидаться своей очереди, играть, чтобы выиграть. В то же время убедитесь, что выбранная игра находится на его уровне и соответствует его интересам. Проверьте, чтобы правила были простыми, а партия - не слишком длинной. До 10 лет она не должна быть дольше 1 часа. Ребенок может выбрать из множества игр: всевозможные карточные игры, лошадки. Наиболее известные игры для взрослых стали теперь доступны детям в виде детских вариантов, например, игра в карты в варианте вопросов и ответов на культурные темы. Некоторые основаны на случайности, другие являются тематическими (музыкальные инструменты, музыка, астрономия, химия и др.). Бывают смешанные игры. Если ребенок - любитель абстракции, он скоро сможет заняться стратегическими играми - шашками, шахматами.
Видеоигры
Не нужно и говорить о том, что дети поглощены картинкой на экране. Это - необратимый процесс, и родители должны только следить за использованием этих игр, как вами самими, так и вашим ребенком, чтобы извлечь из них наибольшую пользу и ограничить отрицательные последствия.
Бесспорный интерес.
Видеоигра требует быстрых и энергичных действий и обостряет чувство быстрого принятия решения. Благодаря исправлениям ошибок оценки, ребенок может добиться лучшего результата, взвесив многочисленные возможности, которые ему представляются. Развивая быстроту реакции игрока, эти игры заставляют его преодолевать свой уровень, чтобы достичь нового. Ребенок учится получать удовольствие от победы. Кроме того, видеоигра вводит его в мир информатики. При помощи оператора компьютера он знакомится с миром микроинформатики, и в этом мире ребенок нередко хорошо ориентируется.
Отрицательные явления, которые нужно ограничить.
Если ребенок будет злоупотреблять видеоиграми, они станут его единственными партнерами, будут мешать его общению с родителями и детьми его возраста. Они также приводят к стрессу. Вечером ребенок может так возбудиться после игры, что с трудом сможет заснуть. При слишком интенсивном использовании видеоигр наблюдались даже эпилептические припадки, правда, в исключительных случаях и только у детей, которые к ним предрасположены.
В отличие от телевидения, видеоигры интерактивны, то есть ребенок может вмешиваться в развитие действия, и его интерес быстро затухает из-за частого повторения. Наконец, некоторые родители считают, что грубый рисунок и кричащие краски в большинстве игр плохо влияют на эстетическое чувство, еще недостаточно сформированное у ребенка.