Найти в Дзене

«Молитесь кому хотите, но пророк это я»: эксперименты Акбара с религией

Оглавление

Именно эпоха великих моголов сделала Индию той, которую мы и знаем сегодня – с Тадж Махалом, веротерпимостью и «манией» к синкретическим религиям. Если первая из гибридов (сикхизм) была ограничена регионами Пенджаб и Хариана (Про то, откуда взялось слово «сикх» и то, чем занимался Нанак), то вторая (дин-и-Иллахи) «расходилась кругами» недалеко от дворца очередного могола Абуль-Фатх Джалалуддина Мухаммада (в историю этот правитель вошел как Акбар). Народный когноним «Акбар» переводится «Тот, что важнее». Именно он уравнял в правах представителей всех религий внутри империи, а потом вместе с визирем (на основе вещего сна) придумал еще и собственное верование…

Эру, начавшуюся с соответственного указа, как назло назвали Фазли – в честь лживого визиря Абу-л Фазла.

Изображение Акбара Великого на 1 из иллюстраций XVI столетия. Источник https://clck.ru/35B7H3
Изображение Акбара Великого на 1 из иллюстраций XVI столетия. Источник https://clck.ru/35B7H3

Уравнение в правах

Начнем с того, что именно в период правления Того, Который Важнее (Джалалуддина Мухаммада) держава моголов достигла более величественных размеров: включала в конце XVI столетия восточный Афганистан, Пакистан, таджикский Памир и всю северную половину Индии…

В этих границах оказались зороастрийцы, мусульмане, индуисты, джайнисты и сикхи. Мало того, в зрелые годы Акбар стал интересоваться не только культурами разных народностей мира, но и «запал» на проповеди одного христианского священника. Он стал его с тех пор держать при дворе. Если по молодости шах был склонен к укреплению главенства конфессии предков (ислама), то став взрослее, понял: засилие единственной религии ведет лишь к кровавым дрязгам.

Уравнение в правах адептов всех вероисповеданий пришло ему в голову во время обсуждения своего вещего сна на Диване (совещании с советниками), а также бесед с визирем Абу-л Фазлом. Впрочем, определенное влияние на «кровожадного» когда-то императора оказывал и поэт Бербаль, также радеющий за всевозможные формы справедливости внутри державы моголов…

Акбар и старшая жена в молодости по версии фильма «Джодха и Акбар». https://clck.ru/35B8A8
Акбар и старшая жена в молодости по версии фильма «Джодха и Акбар». https://clck.ru/35B8A8

На фоне событий развивался культ самого Акбара, к прозвищу которого теперь добавляли еще и «Великий»… Так в чем же заключалась религиозная парадигма, в которой он стал пророком?

Дин-и-Иллахи…

Этимология наименования указанной в заглавии синкретической веры, родившейся во второй половине 16 века – «божественная вера». Это само по себе звучало как «масло масляное» и раздражало служителей более традиционных культов. Кончилось тем, что к концу правления названного императора единственным адептом Дин-и-Иллахи остался Бербаль (кстати, служивший в государстве одним из министров). Но потом и он все-таки решает покинуть «Бога».

Суть религии заключалась в том, что Бог – Природа. Однако все чаще на Диване и в беседах со все уменьшающимися сторонниками Акбар говорил, что Природа «шепчется»… лично с ним! Вместо символа веры тут присутствовал набор этических воззрений. Вожделение, чувственность, клевета и гордость – грехи. Набожность, благоразумие, воздержание, доброта есть истинная праведность.

Итоги той затеи

Новая вера не навязывалась. Акбар всего лишь просил всех желающих присоединяться к нему.

Однако многие (глубоко верующие мусульмане, зороастрийцы, индуисты и, тем более, сикхи) посчитали, что император возгордился до совсем уж неприличной степени, мня из себя бога.

Акбар зрелый и мыслитель Бербаль (сериал «Тадж. Разделенные кровью»). https://clck.ru/35B8Wj
Акбар зрелый и мыслитель Бербаль (сериал «Тадж. Разделенные кровью»). https://clck.ru/35B8Wj

То тут, то там вспыхивали мятежи. Часть гарема и половина вассалов остались ревностными индуистами. Младший сын Даниял был набожным мусульманином. Сводный брат-джехаддист захватывал Кабул. В западном Пенджабе сепаратисты-сикхи как-то захватывали Лахор. Своя недовольная группа была и вокруг христианского священника, под воздействием которого какое-то время находился средний, наиболее бескомпромиссный, наследник Джалалуддина Мухаммада – Мурад. Памирцы-зороастрийцы тоже фактически готовы были к тому, чтоб перестать платить в Агру дань воинами и некоторыми ресурсами. На стенах нижнего города самой столицы можно было все чаще обнаружить надписи потенциальных мятежников «император неверных».

Ситуация накалялась. Все происходило еще и на фоне борьбы сыновей за благосклонность отца (в ходе своих знаменитых реформ он решил назначить преемника не по старшинству, как было заведено у моголов до него, а по заслугам). А заслуги у сыновей были сомнительные: Мурад срывал все переговоры, Селим пьянствовал и развратничал, а Даниял был «знаменем» радикальной группировки внутри мусульман империи. Надежды были на… внука.

Смута в нижнем городе Агры в нач. 1580-ых. «Тадж. Разделенные кровью». https://clck.ru/35B8Wj
Смута в нижнем городе Агры в нач. 1580-ых. «Тадж. Разделенные кровью». https://clck.ru/35B8Wj

В 1580-1582 гг. все мелкие мятежи вылились в одно крупное восстание. Усилились придворные интриги и заговорщическая деятельность агентов изгнанного когда-то старшего сына, Селима. То есть новая религия, скорее, не объединила адептов вероисповеданий, а «подлила масла в огонь».

На фоне происходящих событий психическое здоровье Акбара было расстроено до такой степени, что у него развилась диарея на нервной почве. Увы, от ее последствий он скончался в 1605 году.

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать:

Жизнь позитивна в своём негативе