Именно эпоха великих моголов сделала Индию той, которую мы и знаем сегодня – с Тадж Махалом, веротерпимостью и «манией» к синкретическим религиям. Если первая из гибридов (сикхизм) была ограничена регионами Пенджаб и Хариана (Про то, откуда взялось слово «сикх» и то, чем занимался Нанак), то вторая (дин-и-Иллахи) «расходилась кругами» недалеко от дворца очередного могола Абуль-Фатх Джалалуддина Мухаммада (в историю этот правитель вошел как Акбар). Народный когноним «Акбар» переводится «Тот, что важнее». Именно он уравнял в правах представителей всех религий внутри империи, а потом вместе с визирем (на основе вещего сна) придумал еще и собственное верование…
Эру, начавшуюся с соответственного указа, как назло назвали Фазли – в честь лживого визиря Абу-л Фазла.
Уравнение в правах
Начнем с того, что именно в период правления Того, Который Важнее (Джалалуддина Мухаммада) держава моголов достигла более величественных размеров: включала в конце XVI столетия восточный Афганистан, Пакистан, таджикский Памир и всю северную половину Индии…
В этих границах оказались зороастрийцы, мусульмане, индуисты, джайнисты и сикхи. Мало того, в зрелые годы Акбар стал интересоваться не только культурами разных народностей мира, но и «запал» на проповеди одного христианского священника. Он стал его с тех пор держать при дворе. Если по молодости шах был склонен к укреплению главенства конфессии предков (ислама), то став взрослее, понял: засилие единственной религии ведет лишь к кровавым дрязгам.
Уравнение в правах адептов всех вероисповеданий пришло ему в голову во время обсуждения своего вещего сна на Диване (совещании с советниками), а также бесед с визирем Абу-л Фазлом. Впрочем, определенное влияние на «кровожадного» когда-то императора оказывал и поэт Бербаль, также радеющий за всевозможные формы справедливости внутри державы моголов…
На фоне событий развивался культ самого Акбара, к прозвищу которого теперь добавляли еще и «Великий»… Так в чем же заключалась религиозная парадигма, в которой он стал пророком?
Дин-и-Иллахи…
Этимология наименования указанной в заглавии синкретической веры, родившейся во второй половине 16 века – «божественная вера». Это само по себе звучало как «масло масляное» и раздражало служителей более традиционных культов. Кончилось тем, что к концу правления названного императора единственным адептом Дин-и-Иллахи остался Бербаль (кстати, служивший в государстве одним из министров). Но потом и он все-таки решает покинуть «Бога».
Суть религии заключалась в том, что Бог – Природа. Однако все чаще на Диване и в беседах со все уменьшающимися сторонниками Акбар говорил, что Природа «шепчется»… лично с ним! Вместо символа веры тут присутствовал набор этических воззрений. Вожделение, чувственность, клевета и гордость – грехи. Набожность, благоразумие, воздержание, доброта есть истинная праведность.
Итоги той затеи
Новая вера не навязывалась. Акбар всего лишь просил всех желающих присоединяться к нему.
Однако многие (глубоко верующие мусульмане, зороастрийцы, индуисты и, тем более, сикхи) посчитали, что император возгордился до совсем уж неприличной степени, мня из себя бога.
То тут, то там вспыхивали мятежи. Часть гарема и половина вассалов остались ревностными индуистами. Младший сын Даниял был набожным мусульманином. Сводный брат-джехаддист захватывал Кабул. В западном Пенджабе сепаратисты-сикхи как-то захватывали Лахор. Своя недовольная группа была и вокруг христианского священника, под воздействием которого какое-то время находился средний, наиболее бескомпромиссный, наследник Джалалуддина Мухаммада – Мурад. Памирцы-зороастрийцы тоже фактически готовы были к тому, чтоб перестать платить в Агру дань воинами и некоторыми ресурсами. На стенах нижнего города самой столицы можно было все чаще обнаружить надписи потенциальных мятежников «император неверных».
Ситуация накалялась. Все происходило еще и на фоне борьбы сыновей за благосклонность отца (в ходе своих знаменитых реформ он решил назначить преемника не по старшинству, как было заведено у моголов до него, а по заслугам). А заслуги у сыновей были сомнительные: Мурад срывал все переговоры, Селим пьянствовал и развратничал, а Даниял был «знаменем» радикальной группировки внутри мусульман империи. Надежды были на… внука.
В 1580-1582 гг. все мелкие мятежи вылились в одно крупное восстание. Усилились придворные интриги и заговорщическая деятельность агентов изгнанного когда-то старшего сына, Селима. То есть новая религия, скорее, не объединила адептов вероисповеданий, а «подлила масла в огонь».
На фоне происходящих событий психическое здоровье Акбара было расстроено до такой степени, что у него развилась диарея на нервной почве. Увы, от ее последствий он скончался в 1605 году.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать: