Обычно, если нет никаких неотложных дел, в августе-сентябре замок Балморал становится чем-то вроде дачи. Дом есть, река и лес рядом. Что еще надо для тихого семейного благополучия.
Во всяком случае, так было во времена королевы Елизаветы. Поскольку король Чарльз еще не обзавелся собственными традициями, то познакомимся с теми, которые соблюдались все 70 лет правления Елизаветы II.
Замок Балморал был любимой резиденцией королевы. «Я думаю, что бабушка там самая счастливая. Она очень, очень любит Хайлендс», - сказала принцесса Евгения в документальном фильме «Наша королева в девяносто».
Обожающая Балморал с самого детства Елизавета знала, как привольно дышится ребенку на просторах Хайленда. Поэтому каждый год вывозила сюда своих детей, которые тоже переняли любовь матери к этому месту.
Зная очарование Балморала, Елизавета любила приглашать сюда гостей.
В 1959 году Балморал посетил во время своего официального визита в Великобританию президент США Дуайт Эйзенхауэр.
Тогда Эйзенхауэр и его супруга провели вместе с королевой несколько дней и влюбились в ее фирменные шотландские оладьи. Говорят, что президент даже попросил у королевы рецепт. Позднее Елизавета II написала президенту письмо: «Дорогой мистер Президент, сегодня я видела ваше фото в газете, на нем вы стоите около гриля с перепелом. Это напомнило мне, что я так и не выслала вам рецепт оладий, который обещала в Балморале».
В биографии принца Филиппа, написанной его кузиной Александрой Греческой, последней королевой Югославии, автор описывает свой собственный опыт пребывания в замке:
«В Балморале не так много комнат для гостей; неожиданно они все на первом этаже. […] Ближайшая ванная в дальше по коридору. […] Побеленный вестибюль, огромное количество повсюду рогов, оленьих голов и даже шкур, висящих на стене, как гобелены. […] Тем не менее, все они вносили свой вклад в очарование того времени, например, обилие клетчатых салфеток и циновок, клетчатые коврики, покрывавшие таинственные сундуки в коридорах, статуи Альберта и безмятежные картины шотландских пейзажей и пейзажей Ландсира».
А еще посещение Балморала было добровольно-принудительной привилегией-обязанностью премьер-министров и их супругов.
Когда дети королевы выросли и создали свои собственные семьи, традиция обязательного летнего отпуска в Балморале никуда не делась, но теперь к ней присоединилось уже новое поколение Виндзоров.
А потом и внуки подросли и стали привозить в Балморал свои семьи.
В прошлой статье я писала о том, что Балморал стал местом, где расцвели романтические отношения принцессы Елизаветы и ее будущего мужа принца Филиппа. Здесь же они отметили серебряную свадьбу в 1972 году.
Но и другие пары из королевской семьи связывают шотландский замок с самыми счастливыми днями своей жизни.
Здесь провели медовый месяц в 1999 году Софи Рис-Джонс и принц Эдвард, сейчас герцог и герцогиня Эдинбургские.
В 2005 году часть медового месяца провели в коттедже Биркхолл на территории Балморала принц Чарльза и его жена Камилла.
И годовщину свадьбы они тоже встретили в Балморале.
Тогдашняя герцогиня Корнуоллская (ныне – королева Камилла) разделила чувства своего мужа к Балморалу, любовь которого к этому шотландскому поместью восходит к давним временам.
Уезжая на второй год в Кембридж в 1968 году, принц сказал: «Я не могу передать вам, как сильно я скучаю по Балморалу, холмам и воздуху — без всего этого я чувствую себя очень пустым и одиноким».
"Находясь в Балморале, члены королевской семьи «ведут себя как нормальные люди — до определенного момента», — сказал в 1972 году лорд Личфилд, бывший семейный фотограф. - «Обед всегда на открытом воздухе, и они каждый день отправляются на прогулки».
«Прогулки, пикники, собаки — много собак, всегда есть собаки — и люди постоянно приходят и уходят, — рассказывает принцесса Евгения. «Это прекрасная база для бабушки и дедушки, чтобы мы могли приехать и увидеть их там, где у нас есть место, чтобы дышать и бегать».
Неподалеку от замка Балморал протекает река Ди, где члены королевские семьи и их гости ловят рыбу. Здесь водится лосось. В конце дня вся пойманная рыба выпускается на свободу — дань традиции.
Принц Филипп обожал проводить время за грилем. Принцесса Анна с удовольствием ему помогала.
А после ужина Ее Величество мыла посуду. «Вы думаете, что я шучу, но это не так, — однажды рассказала супруга премьер-министра Великобритании Тони Блэра. — Она надевает перчатки и опускает руки в раковину».
Принц Гарри пишет в своих мемуарах «Запасной» о бабушке и дедушке в Балморале.
«Дедушка, уехавший на полчаса раньше нас, уже за грилем в задней части флигеля. Он стоял среди густого облака дыма, из глаз его текли слезы. Филе оленины шипело, он переворачивал его огромными щипцами. Затем нанизывал камберлендские колбаски», — пишет Гарри. «Специализацией бабушки была заправка для салата. Она взбила большую порцию. Затем зажгла свечи на длинном столе, и мы все уселись на деревянные стулья со скрипучими соломенными сиденьями. Много раз я обсуждал температуру мяса или прохладу вечера с премьер-министром или епископом. Но сегодня вечером это была просто семья».