Я уже написала три статьи о Балморале почти год назад, когда именно здесь, в Шотландии, во время своего ежегодного отпуска, в возрасте 96 лет умерла королева Елизавета II.
В статье «Балморал. Семейное гнездышко Виктории и Альберта. Дорогие Ники и Алекс» можно прочитать об истории строительства Балморала и его первых жителях – королеве Виктории и принце Альберте. Статья «Дорогой, хочу тартан! Интерьеры Балморала» расскажет о внутреннем убранстве замка, а статья «Балморал. Шотландская пастораль. Короли-садоводы и короли-огородники» - о территории Балморалского поместья.
И снова август, и снова британская королевская семья отдыхает в своем любимом шотландском замке. А у меня – продолжение серии статей о Балморале. Сегодня – о детстве будущей королевы Елизаветы.
***
«Они с нетерпением ждали этого события круглый год. Это было главной вехой в их календаре», — написала Мэрион Кроуфорд в своей книге «Маленькие принцессы», посвященной ее работе в качестве гувернантки принцесс Елизаветы и Маргарет.
Окруженный лесами и реками Балморал был местом, где принцессы могли быть просто маленькими девочками, приехавшими в гости к дедушке и бабушке. Ну и что, что эти дедушка и бабушка – король Георг V и королева Мария.
Лет с четырех Елизавета уже уверенно держалась в седле и с удовольствием каталась на пони, а потом и на лошадях по гористым просторам Балморала. В реке Ди ловили лосося, а в лесах выслеживали оленей.
Когда отец Елизаветы, герцог Йоркский, стал королем Георгом VI, а она – наследницей престола, Балморал оставался тем местом, где она все еще могла почувствовать себя обычным ребенком, не обремененным вниманием общественности.
Именно в Балморале расцвел роман Елизаветы с ее будущим мужем.
Когда принцессе Елизавете было 13 лет, она познакомилась со своим четвероюродным братом Филиппом Маунтбеттеном, урожденным принцем Греческим и Датским. 18-летний красавец Филипп сразу завоевал сердце юной принцессы.
Они переписывались, Филипп часто бывал в Балморале. Нежные чувства между молодыми людьми становились все крепче, но их отношения оставались очень целомудренными.
«Молодежь ходила гулять и устраивала пикники, но они очень редко оставались одни», — пишет Мэрион Кроуфорд. - Иногда он брал ее на прогулку, и время от времени им удавалось выйти в сад после чая».
Принц Филипп рассказал своему биографу Ингрид Стюард, что именно в Балморале в 1946 году он и Елизавета начали говорить о своей будущей совместной жизни.
«Я полагаю, что начал серьезно думать об этом, когда вернулся в 46-м и отправился в Балморал», — сказал принц Филипп. - Вероятно, именно тогда мы начали серьезно об этом думать и даже обсуждать».
К концу лета пара обручилась в Балморале, хотя они отложили публичное объявление до следующего года, когда принцессе Елизавете исполнился 21 год.
После свадьбы это было уединенное убежище Елизаветы и Филиппа, где их дети, а потом и внуки могли присоединиться к ним на шумных выходных.
Но об этом – в следующей статье.