Найти тему
Наталья Баева

Непоправимая психотравма?

"Экскурсия в Тауэр" - так называется картина ирландского художника Джорджа Бернарда о"Нейла. Картина, по которой несложно сочинить рассказ!

Школьники совсем небольшие, первоклассники, очевидно, только начали знакомство с родной историей. И где же ещё можно "пощупать" прошлое, если не в музее? Тауэр - тюрьма для знатных, а выходили из него нередко прямо на эшафот.

Интересно, о ком рассказывает служитель, указывая на плаху? Скорее всего, про короля Карла Первого, если уж эта плаха хранится в королевской сокровищнице в качестве экспоната.

Но где же ужас на мордашках детей? Для них это - игра. Вот уже кто-то примеряет на себя роль жертвы, а кто-то - палача (явно НЕ сочувствуют королю), иным просто любопытно, а есть и такие, кому пейзаж за окном интереснее. Но уж точно никому из них не будут сниться кошмары - детская психика пластична, и для школяров это просто - история. Возможность представить себя на месте героя или антигероя. Спросить себя, хотя бы мысленно: смог бы я умереть достойно? А ещё лучше - прожить так, чтобы не попасть под топор?

Можно ли представить себе экскурсию в подвал Ипатьевского дома? У нас другие дети? Или другое отношение к истории?

Джоакино Тома. Маленькие патриоты (расстрел предателей)
Джоакино Тома. Маленькие патриоты (расстрел предателей)

А ведь, по-сути, обычная игра в солдатики. Но уже с полным осознанием того, что нормы мирного времени "работают" не везде и не всегда.

Испания, 1939 год
Испания, 1939 год

А это - игра времён войны. Ролёвка! Дети "примеряют" на себя то, что успели увидеть!

Открытка, Россия, 1917 год.
Открытка, Россия, 1917 год.

Какое добродушно-юмористическое изображение "анархии" в отдельно взятом семействе! Это - результат Февральской революции...

Решетников Ф.П. "Достали "языка".
Решетников Ф.П. "Достали "языка".

Но у нас оказалось почти невозможно переломить традицию: дети - воплощения чистоты! Ангелоподобия! Жестокость?! Как можно?!

И картина Решетникова успеха не имела. Сняли с выставки за "жестокость". Как здесь можно усмотреть жестокость - вопрос к критикам. Послевоенные дети, вероятно, просто посмеялись.

А теперь вспомним кампанию конца 1980-х по "разоружению", когда в школы приходили взрослые, с виду разумные тёти (реже-дяди), и елейными голосами с иностранным акцентом вели беседы о гуманизме. Побеседуют - и предложат замечательные мягкие игрушки (заграничные!) в обмен на игрушечные автоматы - пистолеты - пулемёты.

-6

Зачем, в самом деле, детям этот хлам веков, если весь мир сделан из розовой ваты и улыбчивых единорогов? А главное - ничего нет ценнее жизни, конкретно твоей жизни. Нельзя наводить оружие на ближнего даже в игре! Оба станете ненормальными!

Дети разоружались. Но всё же случалось, кто-то отказывался от обмена. Резонно спрашивали: а как без оружия защитить своих?

-7

И получали заверения, что в наше время войны остались лишь на страницах учебников истории. Давно никто ни на кого не нападает!

Сегодня мы пытаемся понять, почему дети тех детей "какие-то не такие". И возлагаем надежды на "уроки патриотизма".

А ведь с задачей успешно справлялись те самые "жестокие" игры. От "казаков-разбойников" до "Зарницы". Примерить на себя роль - это же повод поразмыслить, А Я СМОГУ?!

И ответить - ДА. Найдётся ли десятилетний, которому не хочется быть сильным, смелым, надёжным?