Найти в Дзене

Ещё раз об одиночестве

Задумываюсь о фразе, которую слышу довольно часто: "Мы приходим в этот мир одинокими, и такими же одинокими уходим". Можно, конечно, возразить, что это не всегда так, и, что, например, когда мы приходим в этот мир, у нас, как минимум есть мама, которая нас родила, но, смысл, все же, иной. Смысл в том, что с опытом, с переживанием, мы все равно имеем дело один на один, и никто не может прожить его за нас, даже если очень захочет. Тут сразу вспоминается метафора креста, который каждый несет сам. Отвлекаясь от основной темы короткой заметки, считаю нужным добавить, что в юнгианской психологии Крест и Распятие является очень важным символом, несущим смысл разделенности человеческой души, и обретение ее целостности, через страдание и отчаяние, в диалектическом смысле этого слова, когда через боль расщепленности, противоположные части трансформируются и соединяются в единое целое, делая нас более понимающими, тоньше чувствующими и более мудрыми.

Одиночество представляет собой одну из четырех экзистенциальных данностей, наряду со свободой, смертью и, если мне память не изменяет, временем. Данности бытия, в своем чистом проявлении, воспринимаются очень болезненно. Человек всеми силами старается их избежать, закрыться в мире пристрастий, зависимостей, бурной и кипучей деятельности, валящей его с ног настолько, что на мысли "о высоком" уже не хватает. Но они неизменно стоят за нашими плечами, незримо и безмолвно напоминая нам о своем присутствии и нашем бессилии что-либо с ними сделать.

Одиночество жжет нас больнее жала шершня, поскольку, на мой взгляд, объединяет в себе остальные данности. Человек бежит от одиночества в иллюзии и самозабвение. Но рано или поздно, оно все равно напоминает о себе. И это, подобно хлысту погонщика, жестокого и безжалостного, заставляет нас бежать еще быстрее, надрывая связки и сердце.

Возникает вполне справедливый вопрос, и что же теперь, остается впасть в отчаяние, стиснуть зубы и плакать? Кьеркегор, скорее всего, бы ответил, ну, да, и через это ты обретешь свободу. Мы пойдем чуть дальше. Согласимся с тем, что принятие данности одиночества помогает справиться со страданием, с ним связанным. Но одиночество не означает того, что мы должны изолироваться от мира и сидеть в своей высокой башне. Диалектика подсказывает нам такую фразу: мы не одиноки в том, что мы одиноки. А это значит, что всегда можно найти товарища, с которым это чувство одиночества можно разделить, с которым можно объединить усилия в труде, творчестве, взаимопомощи, взаимовыручке, проживании тех же экзистенциальных данностей. Но от нездорового стремления сбежать от чувства одиночества, стремления, которое лишь усиливает страдание, это отличается тем, что здесь эта данность осознается. И мы не цепляемся друг за друга подобно тонущим, бессознательно, инстинктивно, слепо. В осознании мы видим, чувствуем, понимаем чего и зачем мы хотим. А через это выбираем себе спутников на нашем пути, таких, которые ближе к нам и которые готовы разделять этот путь вместе с нами.

А что думаете об одиночестве вы?

Свои размышления напишите в комментариях. Глупых и умных ответов нет, правильных и неправильных тоже — ведь, это Ваш опыт и ваши размышления.

Искренне Ваш,
Юнгианский Чумной Доктор