Найти тему

Во мне живёт отвратительный и страшный Другой

Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

Случалось ли вам ловить себя на мысли, что вы желаете зла самому близкому и любимому человеку? Доводилось ли вам думать то, что думать мерзко и неприятно? Доводилось ли вам слышать в своей голове слова проклятия тому, что вам бесконечно дорого и ценно? И доводилось ли вам чувствовать ледяную хватку ужаса на своем горле от подобного? Когда вся внутренняя жизнь замирает, пораженная чудовищностью возникших мыслей или слов. Когда кажется, будто вы сходите с ума, или одержимы дьяволом.

Обычно, нам легче жить, когда мы считаем себя хорошими людьми. Когда мы знаем и понимаем, что не только наши слова и поступки, но и помыслы наши чисты. А если в мыслях у нас появляется нечто бугохульное, чудовищное и извращенное, значит, мы сами представляем собой исчадия ада. Лицемерив, которые лишь притворяются хорошими. А значит, мы заслуживаем самого сурового наказания. Но кто хочет быть наказанным?

Хотя, если так подумать, то, те чувства, которые вызывают в нас подобные мысли — ощущение себя психически больным, неполноценным, или одержимым дьяволом, — сами по себе являются наказанием. Наказанием, которое ввергает нас в пучины тревожных расстройств или даже депрессий. Когда мы отчаянно начинаем следить за собой, за течением своих мыслей и прибегать ко всевозможным ритуалам, чтобы вновь не “услышать” мерзкие мысли и не ощутить гнилостное дыхание отвратительных и страшных образов.

Только, парадокс заключается в том, что чем больше мы следим за собой и пытаемся себя контролировать, тем яростнее нас одолевают поганые мыслеобразы, тем сложнее нам их контролировать.

Что же это такое? Значит ли это, что мы — омерзительные чудища, от которых надо избавляться, и в нас скопилось огромное количество грязи?

Насчет первого — нет. Насчет второго — отчасти.

Дело в том, что есть в глубинах нашей психики, там, где кончается свет сознания, мрачная темная бездна, в которой ярятся древние инстинкты, мрачные силы и бешеные энергии. Эту часть А. Шопенгауэр считал бессознательной областью, которая оказывает огромное влияние на сознательную деятельность, на восприятие человека самого себя, мира, своего места в мире и обществе. Вслед за ним З. Фрейд назвал эту область психики Ид. А К. Г. Юнг — Тенью. Той частью психики человека, которая содержит в себе все то темное, неосознаваемое, непонимание и вытесняемое, что, по тем или иным причинам не может остаться в сознании.

Эта область есть у каждого человека, без исключения. Вопрос только в том, как мы к ней относимся. Юнг считал, что чем чище и светлее облик человека, его проявляемая личность, тем мрачнее и разрушительнее его теневая часть. Потому что, чем больше мы сопротивляемся своей Тени, чем больше отрицаем ее, тем агрессивнее и настойчивее она рвется наружу.

Следует отметить, что Юнг не считал Тень своего рода помойкой психики, куда отправляются зловонные отходы и всякая грязь, хотя, безусловно, и это там есть. Для Юнга Тень, это скорее нечто неосознанное в личности человека. Нечто, что не соответствует его амплуа. Нечто, что считается несоответствующим той роли, которую мы играем в обществе, что не соответствует тому образу, какой бы мы хотели представить другим. А это не обязательно грязь и мерзость. Это может быть и чуткость, и творческие способности, и умение постоять за себя и за тех, кто слабее, это живость, эмоциональность и многое другое. Недаром Юнг писал о сокровище Тени, которое можно получить, обогатив свою личность, если признать свою Тень и не подавлять ее.

Тут следовало бы оговориться: не подавлять не значит потакать ей. Человек должен быть хозяином своей психике, и, да, что-то укрощать и ограничивать, чтобы жить в мире с собой и окружающим. Но при этом признавать, что, да, во мне есть Тьма. Кроме Добра во мне есть и зло. Я его вижу. Я его признаю. Я признаю его частью меня. Но я не отдаю ему власть надо мной.

И все наши ужасные мыслеобразы — следствие того, что где-то мы передали свободный ток жизненной энергии. Если еще сказать совсем жестко, где-то мы нечестный сами с собой, пытаясь отрицать в себе один из полюсов, а это опасно.

Но, тем не менее, несмотря на то, что Тень может врываться в наше сознание, она не делает нас плохими и отвратительными людьми. Она просто показывает, что мы несовершенны, что мы не должны забывать о разных гранях всего живого и понимать, что все живое отбрасывает Тень. И наша Тень не делает нас плохими людьми, если, конечно, мы не идем на поводу ее агрессивных импульсов.