Найти тему

Что такое тревога и как она показана в фильмах Хаяо Миядзяки

Порой за просмотром фильмов мы лучше понимаем свои чувства. Это связано с тем, что мы можем находить в героях черты, которые отражают нас самих, и переживать их историю как свою личную. Как тревога показана в фильмах Хаяо Миядзаки и чему мы можем научиться у героев его фильмов? Рассказывает эксперты сервиса подбора психотерапевта Мета, психотерапевт Ольга Норманская.

Что такое тревога

Тревога – это защитный механизм, который позволяет нам адаптироваться к ситуации скрытой угрозы или неопределенности. Когда есть открытая опасность, мы испытываем страх, злость, и обычно можем как-то реагировать на происходящее. А вот в ситуации неопределенности, условной угрозы появляется тревога. Она отражает наше внутреннее ожидание сложностей, состояние собранности, возможность быстро отреагировать, как только угроза станет явной.

Как появляется фоновая тревога

Тревога является эффективным способом адаптации, когда это разовые ситуации умеренной интенсивности, а общий фон жизни человека спокойный, понятный и безопасный. Однако в ситуациях, когда интенсивность угрозы очень высокая, тревога становится фоновой и постоянной – иногда люди так живут десятилетиями. Причины могут быть разные. Например, это последствия травмы свидетеля, когда люди в непосредственной близости наблюдают трагические события, авиа- или автокатастрофы, но ничего не могут сделать. Либо когда ситуации неопределенности и скрытой угрозы повторяются в течение длительного времени. К примеру, дети, которые выросли в дисфункциональных семьях, где родители страдали алкогольной или наркотической зависимостью.

Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:

Пугающая и притягательная: психологический разбор Уэнсдей

Страдающий зависимостью родитель часто находится в болезненном, неадекватном состоянии, что для ребенка может представлять угрозу. Такие дети привыкают чутко отслеживать настроение родителя, потому что знают, что в определенный момент повторится цикл: либо родитель снова станет опасным, либо обстановка дома будет напряженной. Тогда нужно реагировать адекватно ситуации, например:

— не приходить домой совсем, потому что пьяный родитель может напасть;
— быть очень тихим и
послушным, чтобы лишний раз не расстраивать родителей, которые и так находятся в очень неустойчивом состоянии;
— отслеживать, чтобы родитель в состоянии алкогольного опьянения не сжёг дом, не убил себя.

В этих случаях тревога становится постоянным спутником человека и разрушает адекватную оценку себя, реальности, взаимодействия. Человек как будто все время ожидает угрозы, хотя вокруг мир может быть достаточно безопасным. Это связано с тем, что уровень тревоги очень высокий. Он накапливается либо за счёт интенсивности, либо за счёт многолетнего постоянного присутствия в жизни человека, и требует выхода и разрешения. Какая-то часть психики человека, у которого есть травматический опыт, как будто осталась жить в том событии и постоянно его отыгрывает во внешнем мире.

Как фоновая тревога влияет на повседневную жизнь

В 70-е годы прошлого века группа исследователей под руководством психолога Уолтера Мишеля провела эксперимент, направленный на исследование механизма отсроченного удовольствия. Изначальная цель – исследование волевых процессов у детей в возрасте 4-5 лет. В выборку попали больше 90 детей.

Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:

Психологический разбор Деймона Таргариена

Детям предложили на выбор: получить угощение прямо сейчас или подождать 15 минут и получить угощение в двойном размере. Затем экспериментаторы выходили, оставляя детей одних. Действия испытуемых записывали на скрытую камеру.

Эксперимент показал, что у большинства детей 4-5 лет волевые процессы еще не сформированы. Большинство детей съедали зефир сразу или когда экспериментатор выходил за дверь. Но некоторые смогли потерпеть 15 минут, чтобы получить дополнительную награду.

Перед тем, как провести эксперимент, Мишель собрал контактные данные у родителей испытуемых, а затем узнавал об их жизни в течение 40 лет. У детей, которые выбрали отсроченное удовольствие, в целом жизнь складывалась лучше, чем у тех, что выбирали получить угощение сразу. У них были лучше показатели умственного развития, они были более организованными, в лучшей физической форме.

Однако Мишель периодически менял условия проведения теста и отследил результаты не всех детей. Современные исследователи провели ряд подобных экспериментов. В них участвовали дети из разных семей: образованных и необразованных, бедных и богатых. Дети из бедных семей съедали зефир сразу, а дети из богатых терпеливо ждали второго.

Расхождения в результатах обуславливались жизненной ситуацией. В богатых семьях дети привыкли к тому, что они всегда получают обещанное. Детям из семей с низким достатком родители часто давали обещание купить конфеты или игрушку, из-за финансовых затруднений сдержать обещание не получалось. Из-за этого ребенок не склонен доверять взрослому и хочет получить удовольствие сейчас, ведь после оно может так и не наступить.

Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:

Семейная тайна «Вампиров средней полосы»

Также были проведены идентичные эксперименты, где детям заранее создавали условия, вызывающие чувства спокойствия и надёжности. В этом случае дети были готовы ждать вознаграждения в 4 раза дольше, чем те, кто ощущал неуверенность, беспокойство и неопределенность.

Как справляются с тревогой герои фильмов Хаяо Миядзаки

В фильме «Мой сосед Тоторо» две девочки оказываются в нестабильной, тревожной ситуации. Они переезжают в новый дом с папой. Мама в это время уже долго лежит в больнице и непонятно, выздоровеет ли она. У отца девочек много дел: работа, необходимость поддерживать жену, новый дом. Вероятно, ему не хватает сил и времени поддержать девочек и помочь им адаптироваться. Тогда рядом с девочками появляется фантазийный персонаж Тоторо, который помогает справляться с тревогой. И если в этой конкретной ситуации фантазии о Тоторо – это защитный механизм, который помогает, то в дальнейшем уходить в фантазии и избегать сложностей в реальном мире может стать единственным и не самым эффективным инструментом справляться с тревогой. Особенно если у девочек так и не появится внешняя поддержка в достаточной мере.

Более эффективная стратегия выдерживать тревогу есть в мультфильме «Унесенные призраками». Девочка оказывается в отеле для духов, где ее родители превращаются в свиней и могут погибнуть. Задача девочки – выжить самой в этом опасном, непонятном мире и попытаться спасти своих родителей. Она получает совет: работать с пауком дедом Камадзи, который также находится в отеле. Атмосфера, которая царит вокруг паука, – это атмосфера четкости, ясности, открытости. Работа, понятные и предсказуемые действия, доброжелательное общение с дедом Камадзи становятся опорой для девочки. Это помогает выдерживать тревогу, сохранять себя и двигаться к цели – спасти родителей.

Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Читайте также в журнале «Метаморфоза»:

«Пусть мама услышит». Что такое внутреннее сиротство на примере Гарри Поттера

Ситуации угрозы высокой интенсивности и ситуации, где приходится выдерживать неопределенность долгое время, опасны. Психика привыкает реагировать на внешние раздражители, и основной фокус внимания человека будет на этом. Он перестает быть внимательным к тому, что происходит с ним, где его желания и цели. Ему может быть сложно выбрать эффективную стратегию поведения, так как тревога захватывает.

Если вы оказались в подобных обстоятельствах, важно понимать, на что вы можете опереться, чтобы создать для себя островки ясности, предсказуемости, тепла и поддержки. Помочь в этом может психотерапия.

Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду METAZEN 🙏🏼