Найти тему
Uremont

Советский джип: история внедорожника «Москвич-415»

В отличие от Горьковского автозавода, АЗЛК не отличались военной направленностью своей продукции. Но существовал один проект, который мог бы изменить ситуацию и стать достойным конкурентом «Нивы». Речь идет о внедорожнике «Москвич 4х4».

Многообразие моделей «Москвича»

Удивительно, но при изучении экспериментальных внедорожников производства АЗЛК выяснилось, что это семейство было довольно большим. Помимо полноприводного 402-го с увеличенным клиренсом, здесь есть представитель с кодом «4х4», «415», 415С», «2150». Все эти автомобили объединяет одно – они имеют много схожего с военным джипом Willys МВ.

Военное прошлое советского внедорожника

Ранняя разработка «Москвича-410» доказала конструкторам МЗМА (так раньше назывался АЗЛК), что практически невозможно создать внедорожник с хорошими характеристиками из седана. Тогда в Конструкторском бюро и появилась идея – использовать в проекте хорошо известный военный джип Виллис. К тому же появился серьезный повод – Минобороной проводился конкурс на создание лучшего транспортера переднего края (ТПК), компактного, недорогого и способного выполнять боевые задачи по эвакуации или доставке на линию фронта. Александр Андронов, являвшийся на то время главным конструктором московского автозавода, принял решение – взять за основу Willys и создать первый советский джип «Москвич-415».

У «американца» позаимствовали немало. Габариты по ширине и колесная база была одинаковой, как и расположение силовых агрегатов. С одним отличием – все компоненты заменили на отечественные аналоги. Несмотря на то, что на дворе были 50-е, уже через несколько лет были подготовлены и протестированы несколько опытных модификаций такого авто. Более того, проект был одобрен самим Хрущевым, так что имел все шансы на массовое производство.

На испытаниях советский внедорожник тоже показал себя неплохо. Он легко проходил бездорожье, преодолевал брод до 50 см глубиной и подъемы в 30°. Но имелся серьезный недочет – мотор имел малую мощность всего в 45 л. с., поэтому все препятствия преодолевались на максимальной нагрузке. Не удивительно, что в итоге страдали все комплектующие, но в целом для того времени это был хороший автомобиль, достойный предок «Нивы».

Неудавшийся выпуск

Минобороны признал «Москвич-415» пригодным для военных целей, хорошие перспективы он имел бы и в сельском хозяйстве. В 1959 году был утвержден выпуск внедорожника в серийное производство, но родной для проекта московский завод, увы, не мог справиться с нагрузкой. Сборку было решено перенести в Новосибирск на площадку «Сибсельмаша». В 1960 году процесс изготовления «Москвича-415» окончательно остановился из-за бюрократических задержек и противоречий.

Спустя десять лет АЗЛК вернулся к возобновлению производства внедорожников и даже создали прототип «Москвич-415С» с улучшенным мотором и доработанным кузовом. Были и другие модификации внедорожного «Москвича», но, к сожалению, ни один из них так и не прижился ни в военном деле, ни в колхозе.

#москвич415 #внедорожник