Найти тему

Партнёрство на равных в коучинге

Оглавление

Что такое партнёрство на равных?

Слово партнер произошло от латинского partitio, где part – это быть частью. ЧАСТЬЮ чего, какого общества, каких отношений вы хотите являться? И в какие отношения вам важно вступать с клиентом? Возможно, вы хотите быть главным в отношениях и хотите рекомендовать человеку, что ему делать. Это не плохо и не хорошо. Это другой подход (например, консультирование), который характеризуется высокой степенью директивности, то есть НАПРАВЛЕНИЯ клиента на ту или иную мысль. Более того, в нашей культуре некоторые социальные роли содержат в себе понятие «директивность» по определению. Например, руководитель на предприятии, наставник, родитель при воспитании ребёнка.

Коучинг, как мы помним, про партнерство на равных. А значит – про стремление к максимальной НЕдирективности. Более того, в школы коучинга приходят люди, которые уже созрели для отношений по типам «партнёрство» и «содружество», и значит в их системе ценностей содержится запрос на недирективность.

Коуч максимально стремится к недирективности в своей работе. Условно, если у коуча в сессии стоит выбор: спросить клиента, КУДА ему хочется двинуться в рассуждениях, ИЛИ самому натолкнуть на мысль, то коуч выберет первое, и каждый раз будет выбирать именно недирективный способ работы. И самое последнее, что он сделает – это привнесение своего мнения (легальная степень директивности в коучинге, о которой см. статьи «Легальная директивность в коучинге», «Женский и мужской стиль в коучинге»).

Как именно коуч создает недирективность в сессиях:

  1. Коуч отдает клиенту выбор, что будет происходить дальше не сессии, словами: «Куда вы сейчас хотите посмотреть?» или «Что именно сейчас вы хотите поисследовать?».
  2. Коуч постоянно сверяется с клиентом, куда тот хочет двинуться в размышлениях, туда ли он идёт, движется ли клиент в направлении желаемого.
    Пример: коучу показалось, что здесь будет уместен вопрос «Почему это важно?».
    В ответ клиент морщится и говорит, что он не хочет исследовать этот вопрос, а хочет другое. Задача коуча – поддержать клиента в его выборе, а не настаивать на ответе на
    свой вопрос.
  3. Коуч сверяется, как то или иное озарение, решение клиента продвигает его к цели.
  4. Конечно, коуч как партнёр может пригласить клиента к исследованию той или иной темы (например, «Хочешь ли ты посмотреть в тему Х?», но клиент всегда вправе отказаться и двигаться своим путём).
  5. Коуч использует интонации и мимику «интерес, любопытство, принятие, уважение» гораздо чаще, чем какие-либо иные, и отказывается от интонации и мимики «я знаю лучше».

Источниками недирективности для коуча являются: этический кодекс коуча и базовые компетенции, договоренности с клиентом ДО начала сессии, контракт на сессию, и та часть системы ценностей коуча, которая ориентирована на партнёрство.

Конечно, порой коучу, привыкшему работать в директивных методах, сложно переключиться на такой стиль работы. И директивность может всплывать во многих ситуациях, например:

  • когда коуч стремится задать наводящий вопрос, на который хочет получить желаемый ответ;
  • когда коуч не даёт выбрать направление движения клиенту или выбирает за него;
  • когда коуч мягко настаивает на своём;
  • когда коуч пытается намекнуть на желаемый ответ или поведение клиента;
  • когда коуч пытается настоять на своей формулировке вопроса, даже если клиент по-своему ответил на вопрос.
    Пример: коуч задал вопрос «В рамках какой большой цели ты идешь»? Клиент понял по-своему и ответил немного на другой вопрос, но тоже получил результат. Если коуч настаивает: «Ты знаешь, я всё же имел в виду ДРУГОЙ вопрос…», то это станет достаточно ярким проявлением директивности.

Да, мы отдаём себе отчёт, что любой вопрос, даже широкий и открытый, всё равно задаёт вектор мысли, равно как и интонация, с которой коуч говорит, или мимика коуча. То есть, в нашей профессии существует некая приемлемая директивность, которая является неизбежной. Но коуч ориентирован на мысль: «Клиент – главный эксперт в своей жизни. Я не могу знать лучше, чем он».

Например, начинающий коуч задаёт вопросы «по структуре» коуч-сессии.

Зрелый коуч уже не работает по жёсткой структуре, но, выбирая тот или иной вопрос из множества возможных, задаёт вектор мысли для клиента, что, по сути, тоже можно рассматривать как директивность.

Сверки с контрактом на сессию позволяют клиенту понимать, туда ли он идёт.  При этом сам вопрос, вызывающий сверку, может остановить клиента от потока мыслей. И это тоже является допустимой директивностью.

Именно поэтому коуч в рамках компетенций учится глубоко и внимательно слушать, видеть и чувствовать клиента. И тогда в случае, если вопрос «не зашёл» или «не понят»,  коуч может либо сменить вектор, либо спросить клиента: «Какой вопрос сейчас поможет тебе максимально продвинуться»? То есть нужно снова и снова отдавать лидерство клиенту.

Именно поэтому в процессе каждой коуч-сессии мы сверяем свою коуч-позицию, опору на базовые принципы коучинга, диссоциацию и невовлечённость.

Источник: https://wacicf.ru/news/chto-oznachaet-nedirektivnost-v-opredelenii-kouchinga/

-2

Хочешь стать коучем? Ждем тебя на курсах обучения коучингу в нашей академии.

СТАТЬ КОУЧЕМ!

Интересные статьи о коучинге, менторстве и психологии: