Понтий Пилат был пятым магистратом, служившим в римской провинции Иудея, созданной в 6 г. н. э. римским императором Августом (годы правления 27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Срок его полномочий был во время последующего правления Тиберия с 26 по 36 год нашей эры. Он прославился судом и распятием Иисуса из Назарета (ок. 30 г. н.э.).
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории
Жизнь Пилата
Мы очень мало знаем о прошлом Пилата, но есть предположение, что его имя, Понтий, произошло от фамилии Понтий в Риме, плебейского происхождения. Как исторической личности, у нас есть свидетельства современной литературы, монеты, отчеканенные от его имени, и надпись на основании того, что могло включать его статую из города Кесария. Наши литературные источники о Пилате включают еврейского философа Филона Александрийского (ок. 20–50 гг. н. э.), рассказы в четырех евангелиях и еврейского историка Иосифа Флавия (36–100 гг. н. э.).
Филон входил в состав делегации, посланной к Калигуле (годы правления 37–41 гг. н. э.), когда в Александрии возникла напряженность между александрийцами и еврейской общиной. Перед своим убийством Юлий Цезарь (100–44 гг. до н. э.) разрешил евреям следовать обычаям своих предков и своей религии и поэтому был освобожден от участия в римских и имперских культах. Александрийцы пытались заставить евреев подчиняться. Филон описывал Пилата как «человека непреклонного, упрямого и жестокого нрава» («О посольстве к Гаю», 299–305). Когда Понтий Пилат вступил в должность, он разрешил легионам Иудеи установить переносные щиты с надписями в честь императора. Некоторые иудеи видели в этом нарушение своего запрета на изображения, предстали перед Пилатом в амфитеатре в городе Кесарии, угрожали восстанием и были готовы умереть в знак протеста против проступка. Иосиф Флавий рассказал ту же историю, имея в виду знаки щитов.
Как римский судья, Пилат был обязан поддерживать закон и порядок в провинции. Филон сообщил, что еврейские чиновники отправили Тиберию письмо, и Тиберий быстро ответил, «тысячу раз упрекая и укоряя его за новомодную дерзость, и велел ему немедленно снять щиты и доставить их из столицы в город Кесарию. ... для посвящения в храме Августа. Таким образом были сохранены и честь императора, и традиционная политика в отношении Иерусалима» (там же). Пилат отступил и удалил изображения.
И Филон, и Иосиф Флавий сообщили, что Пилат взял деньги из храмовой казны на строительство акведука длиной 50 миль. Когда толпа отреагировала протестом,
[Пилат] заставил воинов смешаться с толпой, надев гражданскую одежду поверх доспехов и приказав не обнажать мечей, а дубинками бить непокорных. Теперь он дал сигнал с трибунала, и евреи были избиты, так что многие умерли от ударов, а многие, когда они бежали, были затоптаны их друзьями. Судьба тех, кто погиб, ужаснула толпу и заставила ее замолчать. (Иосиф Флавий, Иудейская война 2:175-177)
Однако для произведений Филона и Иосифа Флавия важно поместить этот материал в исторический контекст событий I века нашей эры. В период с 20-х по 60-е годы нашей эры еврейско-языческие отношения в некоторых городах ухудшались. Ряд коррумпированных магистратов способствовал возможному Великому еврейскому восстанию 66 г. н.э. против Рима, возглавляемому группой, известной как зелоты. Оба автора изображают иудаизм в самом положительном свете, возлагая вину за любые проблемы на коррумпированных судей.
Понтий Пилат в Евангелиях
Наше самое раннее Евангелие от Марка послужило образцом для портрета Понтия Пилата. Написанный в контексте еврейского восстания, Марк столкнулся с двумя проблемами, которые повлияли на зарождающееся движение последователей Иисуса: Иисус умер в результате распятия, наказания, которое было назначено за измену Риму, и последователи Иисуса должны были выжить. в Римской империи. Марк построил свою историю, утверждая, что иудеи искали смерти Иисуса с самого начала служения и устроили над ним ложный суд. Он представил Пилата как безвольного магистрата, на которого иудеи оказывали давление, чтобы осудить его, хотя Пилат не мог найти в нем ничего плохого. То, что римский судья объявил Иисуса невиновным (в отношении наказания за измену), означало, что последователи Иисуса также невиновны в какой-либо измене Риму. Марк должен был отличать свою еврейскую группу от участников недавнего восстания.
После того, как Синедрион (руководящий орган еврейских чиновников в городе) осудил Иисуса, Иисуса передали Пилату. Марк утверждал, что у Пилата была привычка освобождать узника во время праздника Пасхи. Он позволил толпе выбирать между Вараввой (мятежником) и Иисусом. Толпа выбрала Варавву. Во всех исследованиях, посвященных историческому Пилату, мы не можем найти доказательств такой практики.
Евангелие от Матфея добавило больше деталей:
Когда Пилат сидел на судейском месте, его жена послала ему такое сообщение: «Не имейте ничего общего с этим невинным человеком, потому что я много пострадала сегодня во сне из-за него». (Матфея 27:19).
В более поздней христианской традиции ей дали имя Клавдия Прокула, и она стала почитаться как святая в нескольких восточно-православных традициях.
Матфей также ответственен за известную сцену мытья рук Пилата, которая стала метафорой ухода от ответственности.
Пилат, увидев, что ничего не делает, а вместо этого начинается шум, взял воды и умыл руки перед народом. «Я невиновен в крови этого человека», — сказал он. "Это ваша ответственность!" (Матфея 27:24).
В Евангелии от Луки автор добавил еще одно обвинение против Иисуса:
Тогда все собрание встало и повело его к Пилату. И они начали обвинять его, говоря: «Мы нашли этого человека, развращающего наш народ. Он противится уплате налогов кесарю и называет себя Мессией, царем». (Луки 23:1-2).
Но ранее Лука рассказал историю о том, как шпионы пытались поймать Иисуса:
«Правильно ли нам платить налоги Цезарю или нет?» Он увидел их двуличие и сказал им: "Покажите мне динарий. Чье изображение и надпись на нем?" «Цезарь», — ответили они. Он сказал им: «Тогда отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Луки 20:20-25)
Другими словами, Лука утверждал, что лидеры намеренно солгали и сфабриковали ложные обвинения.
Когда Пилат услышал, что Иисус был галилеянином, он послал его к Ироду Антипе, клиенту-правителю Рима в Галилее. Иисус отказался показать ему какое-либо знамение (чудо), поэтому воины Ирода «насмеялись и издевались над ним. Одев его в элегантную одежду, они отослали его обратно к Пилату. В тот день Ирод и Пилат стали друзьями — до этого они были врагами» ( Луки 23:11). Для автора третьего евангелия это, скорее всего, был элемент исполнения Писания, как ссылка на Псалом 2:
Почему народы сговариваются, а народы сговариваются напрасно? Восстают цари земные, и правители объединяются против Господа и против Его помазанника, говоря: «Разорвем их цепи и сбросим с них оковы». Смеется восседающий на небесах; Господь насмехается над ними. Он упрекает их в своем гневе и устрашает их в своем гневе, говоря: «Я поставил моего царя на Сионе, моей святой горе». Я провозглашу определение Господа: Он сказал мне: «Ты мой сын; сегодня я стал твоим отцом» (1-9).
В Евангелии от Иоанна была представлена более правдоподобная причина осуждения евреями. Найденная только в четвертом Евангелии история о воскресении Лазаря из мертвых побудила толпы в Иерусалиме провозгласить Иисуса мессией. Первосвященник, решивший не давать Риму повода для вмешательства, заявил: «Вы не понимаете, что лучше для вас, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Иоанн, 11:50).
Пилат вышел к ним и спросил: в чем вы обвиняете человека сего? «Если бы он не был преступником, — ответили они, — мы бы не выдали его вам». Пилат сказал: «Возьмите его сами и судите по своему закону». «Но мы не имеем права никого казнить», — возражали они. (Иоанна 18:29-31)
Ученые продолжают спорить, имели ли евреи право казнить кого-либо без разрешения Рима. Иосиф Флавий сообщил о многих мессианских претендентах в I веке н.э., но все они были убиты Римом, а не евреями.
Затем Пилат вернулся во дворец, призвал Иисуса и спросил его: «Ты Царь Иудейский?» «Это твоя собственная идея, — спросил Иисус, — или другие говорили с тобой обо мне?» "Я еврей?" — ответил Пилат. «Твой народ и первосвященники предали тебя мне. Что ты сделал?» Иисус сказал: «Мое царство не от мира сего. Если бы это было так, мои слуги сражались бы, чтобы предотвратить мой арест еврейскими лидерами. Но теперь мое царство из другого места». — Значит, ты король! — сказал Пилат. Иисус ответил: «Ты говоришь, что я царь. На самом деле, я родился и пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине. Все, кто на стороне истины, слушают меня». "Что есть истина?" — возразил Пилат. С этим он снова вышел к собравшимся там иудеям и сказал: «Я не нахожу оснований для обвинения против него. Но у вас есть обычай, чтобы я отпустил вам одного узника во время Пасхи. отпустить «царя иудейского»?» (Иоанна 18:33-38)
Обсуждение царской власти связано с евангельскими описаниями бичевания и насмешек над Иисусом солдатами:
Тогда Пилат взял Иисуса и приказал высечь его. Солдаты сплели терновый венец и надели ему на голову. Они одели его в багряницу и снова и снова подходили к нему, говоря: «Радуйся, царь Иудейский!» И они ударили его по лицу. (Иоанна 19:1-5).
Бичевание было частью наказания, которое заканчивалось распятием. Только королям и римским императорам разрешалось носить пурпур. Пилат вывел его к толпе с еще одной известной фразой: «Се, Человек!» (Ecce homo!; Иоанна 19:5)
Разговор о «царстве» также согласуется с римским методом публичного заявления, обычно прикрепляемого к кресту, о том, почему жертва была осуждена. Иоанн сообщил, что табличка на кресте была выдана Пилатом как «Иисус из Назарета, царь Иудейский» на трех языках: иврите, латыни и греческом (Иоанна 19:19). Латинское имя Iesus Nazarenus, rex Iudaeorum было инициализировано в INRI. Это было отсылкой к притязаниям Иисуса на царство и, следовательно, к измене; не было другого царства, кроме Рима.
Конец правления Пилата
Правление Пилата в Иудее закончилось, когда он жестоко подавил группу самаритян, собравшихся на горе Гаризим в Северном Израиле, предполагая, что они были повстанцами. Правитель Сирии Луций Вителлий, который официально был начальником Пилата, отправил его к Тиберию в Рим, чтобы ответить на обвинения в неэффективном управлении регионом. Филон сообщил, что ему также было предъявлено обвинение в том, что он не предал суду римских граждан. Когда он прибыл в Италию, Тиберий был мертв, и у нас нет никакой информации после этого времени.
Последнее историческое упоминание о Пилате было сделано римским историком Тацитом (56–120 гг. н. э.), который рассказал о вспышке катастрофического пожара в Риме в 64 г. н. э. при императоре Нероне (годы правления 54–68 н. э.). У Нерона были планы построить то, что стало его Золотым домом, в районе, где находились одни из самых густонаселенных (и бедных) районов Рима. После того, как огонь уничтожил эти районы, появились слухи, что сам Нерон устроил пожар. Следовательно, чтобы избавиться от слуха, «Нерон закрепил вину и подверг самым изощренным пыткам класс, ненавистный за их мерзости, называемый народом христианами. Христос, от которого произошло это имя, понес крайнюю казнь во время правления Тиберия от рук одного из наших прокураторов, Понтия Пилата» (Анналы, ок. 116, 15.44).
Деяния Пилата
Ко II веку нашей эры различные рукописи были собраны как Деяния Пилата. Некоторые из них были переписаны на основе более ранних рукописей, таких как Евангелие от Петра. В этом евангелии рассказывается о том, что произошло утром в пасхальное воскресенье, в том смысле, что стража, выставленная Пилатом, была первым свидетелем воскресения. Послав за Пилатом (и Иродом Антипой), Пилат затем стал свидетелем этого чуда. Текст реабилитировал Пилата, возложив вину на Ирода Антипу, который заставил его сделать это.
Деяния Пилата включали утверждение, что Пилат действительно отправил подробный отчет о распятии Тиберию и римскому сенату. Отцы церкви II века н.э. Иустин Мученик и епископ Тертуллиан утверждали, что читали его. В Деяниях есть якобы письмо Тиберия к Пилату, осуждающее его за распятие Иисуса. Тиберий пытался убедить римский сенат сделать Иисуса богом, но они отказались. Затем Тиберий казнил Пилата за его преступление. Прямо перед тем, как он был обезглавлен, голос с Неба провозгласил его «благословенным» и что он воссоединится с Иисусом во время Второго пришествия. Восточные христианские общины в целом были настроены более позитивно, утверждая, что и Пилат, и его жена стали христианами, а по некоторым версиям умерли мученической смертью. Западные тексты сохранили более злодейскую роль, утверждая, что Пилат покончил жизнь самоубийством, потому что слишком поздно понял, что Иисус был сыном Бога.
В Книге Петуха поздней античности (сохранившейся на эфиопском языке и переведенной на арабский язык) Пилат и его жена стали христианами после того, как Иисус вылечил их дочерей от глухоты. Иудеи заставили Пилата казнить Иисуса, но Иисус простил Пилату этот поступок. В более негативной версии Морс Пилати (ок. 6 век) утверждал, что Пилат был вынужден покончить жизнь самоубийством, а его тело было брошено в Тибр, где его окружили демоны и бури. Согласно этой легенде, затем тело было извлечено и брошено в Люцернское озеро в Швейцарии.
И более позднее средневековое апокрифическое Евангелие от Иосифа Аримафейского, и Евангелие от Никодима включали их беседы с Пилатом. В евангельской версии эти двое были членами Синедриона и тайными поклонниками Иисуса. Согласно римской уголовной системе осужденным предателям отказывали в надлежащих похоронных ритуалах. Тела были оставлены на крестах, а затем брошены в канаву. Как богатый человек, Иосиф обратился к Пилату за телом (с намеком на взятку). Иосиф и Никодим предоставили похоронные принадлежности для женщин.
В 325 г. н.э. Константин I (годы правления 306-337 н.э.) организовал Первый Никейский собор, который принял Никейский символ веры или список верований для всех (ортодоксальных) христиан. Фраза «умер при Понтии Пилате» была добавлена, чтобы подтвердить исторические события страданий, смерти и воскресения Иисуса.
Пилат в искусстве
Одно из самых ранних изображений Пилата находится на христианском саркофаге 330 г. н.э. На большинстве изображений он изображен как представитель Рима, сидящий на курульном стуле. Сцена «мытье рук» также стала популярной. К XI веку в западной традиции были приняты изображения Пилата с еврейскими чертами лица, а иногда и рядом с Дьяволом, влияющим на него.
Деревянная табличка, известная как Titulus Crucis, хранится в церкви Святого Креста (Санта-Кроче) в Риме и предположительно была частью реликвий, которые мать Константина, Елена Константинопольская, обнаружила в Иерусалиме во время своего паломничества в 324 году нашей эры.
Scala Sancta (Святая лестница) — часовня через дорогу от Латеранского дворца в Риме. Католическая традиция утверждает, что Елена нашла, а затем привела лестницу, где Пилат судил и осудил Иисуса. По лестнице, состоящей из 28 мраморных ступеней, паломники должны подниматься на коленях.
Елене также приписывают создание Виа Долороза («путь страданий») в Старом городе Иерусалима, на которой освещаются конкретные детали испытаний и страданий Иисуса. Он начинается с того, что считалось преторией губернатора, официальными помещениями или резиденцией, скорее всего, пристроенной к крепости Антония. Следующие достопримечательности - это церковь Бичевания, церковь Возложения Креста и церковь Ecce Homo. Процессии заканчиваются у храма Гроба Господня. Францисканские католические церкви начали воспроизводить события 17 века с помощью ритуала, который стал Крестным ходом во время Великого поста и в Страстную пятницу. Каждая из станций представлена в искусстве, где участник одновременно читает четки.
Средневековые пьесы о страстях воспроизводили испытания и распятие Иисуса, где Пилат часто становился самым центральным персонажем. К роли жены Пилата добавлено больше строк и пафоса, вставлены беседы между первосвященниками Анной и Каиафой. В положительных версиях Пилат пытался спорить с первосвященниками, чтобы они забрали тридцать сребреников, которые Иуда получил за предательство Иисуса после его раскаяния, но они отказались. В отрицательных версиях Пилат унизил Иуду, отказавшись сделать его слугой в своем доме, а затем запугал его, чтобы он покончил жизнь самоубийством.
Понтий Пилат остается центральным персонажем в голливудских версиях евангельской истории. Голливудские актеры представляют его либо сочувствующим, либо злым, в зависимости от сценария и режиссерской версии.
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории