Роберт Родригес снимал с самого детства. Сначала он рисовал комиксы, потом пробовал снимать пластилиновые мультфильмы, а позже, переключился на съемку братьев и сестер.
После неожиданного успеха его фильма "Эль Марьячи" он и решил написать эту книгу, чтобы показать, что любовь и искренняя заинтересованность своим делом могут привести вас к нужному результату, и не нужно ждать никакого вдохновения.
Вокруг полно людей, ожидающих вдохновения, озарения, — очень творческих и талантливых. Но пока все, что они слышали об успехе в сфере кино, — их несбыточная мечта. Когда я обнаружил, каким приятным, достижимым и приносящим вознаграждение процессом может быть создание фильмов, об этом захотелось рассказать всему миру. Мне кажется, это именно та история, которую я сам хотел бы услышать несколько лет назад — вместо всех тех пессимистичных рассказов, с которыми все время сталкивался.
В конспекте - путь режиссера и советы, как сценарист может пройти его в условиях ограниченности бюджета и любви к делу.
Его родители хотели, чтобы все их дети получили диплом о высшем образовании, Родригес же понимал, что кроме режиссуры его ничего не интересует, а значит, это единственное направление, которое он мог бы изучать в университете. Но его среднего балла не хватило, чтобы поступить на факультет режиссуры, хотя у него уже было достаточно самостоятельных короткометражек.
Одна из его работ - «Истории Остина» - трилогия из коротких метров с братьями и сестрами в главных ролях получила первое место, обойдя фильмы, снятые на факультете режиссуры.
Сегодня начинается год Обезьяны по китайскому календарю — мой год. Я готов к решительному старту, но сегодня приболел. Может быть, начну действовать завтра.
Я отнес мое призовое видео Стиву Мимсу — профессору режиссуры, заявив, что я обошел его студентов, несмотря на мой низкий средний балл и даже без посещений занятий. Он посмотрел фильм и допустил меня к обучению.
Я понимал, что возможность учиться — отличный шанс попробовать снять фильм на пленку 16 мм.
В университете Роберт Родригес занялся новой работой и снял восьмиминутную ленту «Больной на голову». Эта короткометражка участвовала в 14 кинофестивалях и заняла несколько первых мест. При том, съемка этого фильма вместе с кинопленокой и переводом на видеокассеты обошлась примерно в 800 долларов. Так как сценарий был написан исходя из того, кого и что можно было задействовать: братья, сестры, родители, дом, велосипед сестры и скейтборд брата.
Попав на занятия по режиссуре, я убедился: многие студенты мечтали снимать фильмы, но еще ни разу не прикасались к камере.
История Роберта Родригеса, история о том, что, если человек взял в руки видеокамеру и снимает все вокруг, пусть продолжает, у него что-то из этого получится, в отличие от снобов, которые скажут, что вы зря тратите время. Научиться правильному построению сценария можно и таким способом.
Никто и никак не сможет обучить вас рассказывать истории. Да вы и сами не захотите учиться: в противном случае все будут делать это примерно одинаково. Как интереснее рассказывать, вы поймете в ходе процесса, придумывая собственные способы.
Роберт Родригес пишет, что написание сценариев его не сильно увлекало, зато он читал о том, как лучше всего научиться их писать. Надо сесть и написать две полных сюжетных схемы, после чего просто их выбросить, потому что первые литературные попытки непременно будут ужасными. Зато они будут вашей школой, после которой можно приступать к написанию настоящего сценария.
Путь Родригеса в кино начался именно с короткометражек, в которые было вложено огромное количество труда и интереса к своему делу.
«Я вернулся в режиссерскую школу, чтобы сделать короткометражку. Это был мой первый фильм, снятый на 16-миллиметровую пленку с синхронной звукозаписью. Настоящая заноза в заднице. Я трудился над ним с Томми Никсом и Эдисоном Джексоном. Даже нарисовал цветную анимированную заставку, затратив на это немало времени. То же самое я делал для «Больного на голову». Три сотни рисунков от руки, сделанных на бумаге для пишущих машинок, чтобы получить 30-секундную вступительную заставку.
Чтобы заработать денег на съемки «Эль Марьячи» Роберт Родригес решил стать подопытным исследовательного медицинского учреждение. Там готовы были платить 3000 долларов за месяц участия в эксперименте и нахождения в клинике.
К тому же, как подумал Родригес — по сути это каникулы от работы на месяц, возможность тихо, в спокойной обстановке написать сценарий, то есть и поработать и отдохнуть.
Чтобы попасть туда, нужно было пройти строгий отбор, но Родригес очень многое поставил на этот месяц, и.... прошел. Это было не легко.
Девять утра. Наконец-то выписываюсь из этого места. У меня есть стопка картонных карточек с изложенным на них «Эль Марьячи». Большинство из сцен расписаны в блокнотах, незаконченные — на карточках. Все, что сейчас остается сделать, — закинуть это на компьютер и распечатать.
Так как до этого Родригес создавал только короткометражное кино, ему было сложно переключиться на полный метр, так что он решил использовать следующий прием: оформить структуру фильма как для короткометражки, и трижды ее повторить.
Получается, я повторял каждую сцену три раза, но в последний добавлял какую-нибудь фишку. Я назвал это детсадовским подходом к написанию сценария. Опробую его и посмотрю, что выйдет.
И вот, 8 июля 1991 года сценарий был окончен. Единственное, что Родригес не указал весь реквизит, потому что это ад, когда пытаешься в последнюю минту найти нужные вещи и лучше заранее выяснить что есть в наличии или что можно одолжить, чтобы придать фильму определенный вес.
Это еще раз показывает, что самое главное и первое в фильме – это идея , история, потому что со всем остальным разобраться можно проще.
Чтобы окунуться в атмосферу съемок Родригес начал с несложных сцен, и в итоге, несмотря на то, что стояла жара, энергия съемочной группы помогла сделать все, что необходимо. И хорошо, что в такую жару не было осветительной лампочки, а простая бытовая, иначе было бы еще тяжелее.
scale_1200.webp
Четыре комнаты ( 1995 )
Но были, конечно и довольно забавные, противоречивые моменты, которые, еще раз доказывают, что из любой ситуации можно выйти.
Питер взглянул на свой текст и ужаснулся: он не знает ни слова по-испански. Мне пришлось учить его запоминать на слух. »
«Мы дошли до того, что Питер надел солнцезащитные очки, а Карлос стоял прямо за кадром и держал сценарий, чтобы Питер мог его читать. Если вы внимательно посмотрите, то заметите, как Питер всегда смотрит через очки куда-то вниз <....>
«В сцене с бассейном пришлось спрятать шпаргалки в ладонь. Он отвратительно себя чувствовал, играя таким способом, но я сказал, что в этом нет ничего страшного. Всего пять человек, вероятно, увидят этот фильм.
Главное, не падать духом.
Когда съемки были закончены, предстояло еще много работы, отсмотреть четыре часа материала и приступить к монтажу.
Работа над фильмом продвигается. Я уже нашел много ошибок, но если хорошо поработать с материалом, исправить можно все, что угодно. Фильм приобретает форму, и его длительность приближается к 90 минутам. Даже не верится. Наверное, я неправильно рассчитал сценарий. В нем было около 30-35 страниц, и я был уверен, что фильм получится коротким.
В один из дней позвонили из ICM, чтобы узнать, будет ли копия «Эль Марьячи» с субтитрами, а еще, их представитель Роберт Ньюман сообщил, что хочет работать с Родригесом, но у него есть несколько вопросов, например о том, сколько было потрачено времени на съемки. Ответ: «Две с половиной недели». Ответом на вопрос, сколько потрачено денег, Ньюман был поражен, всего семь тысяч. А еще Ньюман удивился, что при всех своих успехах Родригес все еще учится в киношколе. Ответ: «Пообещал родителям получить степень»
Скоро копия «Эль Марьячи» была у всех крупных студий : MGM, Universal и вообще всех, а главное, она всем понравилась!
Невероятно, как быстро приходят идеи, когда ты знаешь, что через несколько месяцев будешь снимать фильм по своему сценарию, а не просто писать его, только чтобы написать.
Когда работаешь над сценарием на продажу, а студия заключает с тобой контракт на его написание или выкупает готовый, ты начинаешь сотрудничать с этой студией. Получается, то, чем я занимался, было неплохой подготовкой к будущей деятельности. Дэвид сказал, что если я вступлю на это поприще с таким же хорошим проектом, как «Эль Марьячи», могу рассчитывать, что в финансовом плане мое положение значительно улучшится. И с каждой работой будет становиться только лучше.
После всего этого круговорота заинтерисованности в проекте Родригеса, его не покидало странное ощущение, ведь он, создавая этот фильм и предыдущие проекты просто хорошо проводил время, давал выход своему творческому началу. И оказалось, что за такое веселое времяпровождение можно получить гораздо больше денег, чем получали родители Родригеса за несколько лет рабского труда. Он все время думал, что, чтобы заниматься кино необходимо обязательно поступить в какой-нибудь университет, но, кажется, он был единственным кто так думал.
И история с «Эль Марьячи» тому подтверждение.
2__#$!@!#__scale_1200.webp
Мандалорец ( 2019 - )
И напоследок, пару мотивирующих слов из книги:
Удачи вам в любых ваших будущих увлечениях. Скорее всего, вы добьетесь успеха и достигнете желаемого результата. Ну, а если все же не получится, то вы действительно убедитесь в истинности своей страсти, получите колоссальное удовлетворение даже от одной только попытки реализовать задуманное. Спасибо вам за уделенное время. Надеюсь, когда-нибудь мы сможем встретиться лично. Ну а пока... Удачи — и благослови вас Господь.
Чтобы погрузиться в атмосферу съемок, понять, на что способен человек, заряженный своим делом, и с каким воодушевлением он способен относится к своему делу и любым трудностям, прочитайте эту книгу, в ней еще больше вдохновляющих и полезных советов, чем в конспекте.
Материал опубликован студией Снегири.