Известно, что квартиры в СССР давали бесплатно. Правда, не всем и не сразу. Некоторые очереди на квартиру «пережили» крах СССР. Но многие все-таки получали. Правда, с этой квартирой сделать было ничего нельзя. Продавать в советское время разрешалось только дачи и частные дома.
Вот купить квартиру было можно: только в кооперативных домах. Это была не такая уж большая доля в общем объеме жилья. И нельзя было сказать, что этим имуществом можно было больше обращаться вольно.
Да и в кооператив вступали часто «не просто так». Писательница Дина Рубина в автобиографическом романе «Во вратах твоих» описывает, что во время жизни в Ташкенте, за участие в кооперативе пришлось дать взятку. А потом она и вовсе уехала из Ташкента, и все обесценилось.
А вот семейная история моего мужа. Его дед, работавший в структуре КГБ, перебрался в советское время вместе с женой в Англию. От него остались гараж и кооперативная квартира на Речном вокзале. Все это должно было достаться моей свекрови, но тут возникло много препонов: жители дома отказывались принимать ее в кооператив как владелицу жилья. В конце концов в дело вмешались ТЕ САМЫЕ структуры, но свекровь смогла получить квартиру и гараж только в виде компенсации за них в денежном измерении. При этом чуть ли не половину суммы пришлось принудительно- добровольно пожертвовать в Фонд мира.
Поэтому основной способ изменения жилищных условий были обмены, размены, съезды-разъезды. При этом официального рынка всего этого не существовало. Главной площадкой типа ЦИАна в Москве был Банный переулок, а «риелторы» того времени хорошо щифровались.
Значительное место эта тема занимает в фильме «По семейным обстоятельствам», где герой Басова, прообраз современного риэлтора боится каждого шороха и шифруется с помощью «теть, дядь и кофточек».
Причем его клиенты — Галина Аркадьевна и ее зять и муж сами ходят по клиентам, некоторые из которых (например, героиня Людмилы Зайцевой), спокойно отдает Галине Аркадьевне ключ от одной квартир, а Николай натыкается на пьяницу.
Непростая история и у героев фильма «Опасный возраст». Им предстоит разменять небольшую трешку на две «двушку» и «однушку». Их риэлтор (тогда маклер) – полная противоположность герою Басова — он вполне себе нахален, нахрапист, ту него «все схвачено», и он просит за выгодный обмен солидную сумму. В итоге в фильме предстает частая схема тогдашних операций с недвижимостью «многоступенчатый обмен» со сложно выстраиваемой цепочкой.
Иногда в советском кино представлены совсем уж абсурдные ситуации. Вспомним фильм «С любимыми не расставайтесь», где героям Абдулова и Алферовой вместе двух комнат в разных местах предлагают комнату, разделенную перегородкой.
В общем, с лишними метрами было не разбежаться. Да и наследовались квартиры только теми,кто кто был прописан в них. Тут главное было вовремя прописаться.