7 августа на 88-м году жизни в Лос-Анджелесе скончался американский режиссер и сценарист Уильям Фридкин, чей фильм “Изгоняющий дьявола” (1973) является каноническим хоррором и продолжает будоражить зрительские умы даже спустя 50 лет.
Вспоминаем классическую версию голливудского хоррора 1973 года, а также связанные фильмы – сиквелы и приквелы – в нашей подборке.
Рассказывает Даша Бурнашева:
«Изгоняющий дьявола» / The Exorcist (1973)
Реж. Уильям Фридкин
12-летняя Рейган живет в Вашингтоне вместе с мамой — известной актрисой. После того как девочка играет со спиритической доской и общается через нее с неким капитаном Хауди, в доме начинают происходить странные вещи, а поведение Рейган сильно меняется. После ряда сложных медицинских обследований и процедур врачи советуют женщине найти для дочери экзорциста.
Историю про девочку, одержимую дьяволом, и двух священников, которые пытаются ей помочь, знают даже те, кто никогда не смотрел оригинальный фильм. Он разошелся на цитаты и отсылки, самая запоминающаяся из которых — открывающая сцена фильма «Очень страшное кино 2».
Когда мне было лет 11-13 я сказала маме, что хочу посмотреть «Изгоняющий дьявола», упоминание которого случайно увидела в программе передач. Вместе того, чтобы просто запретить, мама проявила креативность — она начала читать мне вслух роман Уильяма Питера Блэтти, по которому сняли фильм. После сцены, в которой Рейган предрекает одному из персонажей смерть и писается на пол во время вечеринки своей матери, я попросила перестать. Фильм я тогда так и не посмотрела. Зато чуть позже, когда мне уже было 16, дочитала книгу.
Интересно, что похожая история произошла и во время проб на главную роль. Они проходили сложно, режиссер никак не могу найти подходящую девочку. Когда список претенденток сузился до двенадцати, Фридкин попросил их матерей прочитать вместе с девочками роман и обсудить содержание. После этого многие из них сами отказались от участия в съёмках.
Мне всегда казалось, что фильм я в итоге посмотрела. Но, пересматривая его сейчас, я не помнила практически ничего. Кроме того, мне всегда казалось, что это такой хорошо сделанный, но типичный ужастик со скримерами и всеми классическими приемами хорроров. На деле же это медленная, погружающая в себя история про человеческие отношения, религию, проживание потерь и умение жертвовать. Не просто так это первым фильмом ужасов, номинированный на премию «Оскар» за «Лучший фильм». В этой номинации он не победил, зато взял «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший звук».
p.s. Не играйте со спиритическими досками.
—-----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Амалия Бабаян:
«Изгоняющий дьявола II: Еретик» / Exorcist II: The Heretic (1977)
Реж. Джон Бурмен, Роспо Палленберг
С момента событий первого фильма прошло четыре года. Священнику Филлипу Ламонту дают задание выяснить обстоятельства смерти отца Меррина, погибшего во время совершения обряда изгнания ассирийского демона Пазузу из Рейган. Для этого Ламонт встречается с уже повзрослевшей Рейган, чтобы заглянуть в ее воспоминания и найти в них ответы.
Сиквел «Изгоняющего дьявола» был жестко разгромлен критиками и зрителями. Первая часть получила 10 номинаций на «Оскар» и забрала две статуэтки, а вторая заслужила лишь звание одного из худших фильмов в истории.
Изначально за проект предлагали взяться Стэнли Кубрику, но он отказался. Когда Кубрик узнал, что после него на режиссерское кресло позвали Джона Бурмена, он предупредил коллегу, что нужно предельно обдуманно подойти к съемкам сиквела такого успешного хоррора. Кубрик посоветовал сделать второй фильм более ужасающим и визуальным, чем оригинал, но Бурмен не прислушался. Как потом признал сам режиссер, он виноват перед зрителями за то, что не дал им настоящего зрелища.
Однако далеко не все умаляют достоинств Бурмена, а разные точки зрения, как правило, уже указывают на то, что фильм не так уж и безнадежно плох. Например, уважаемому кинокритику Полин Кейл вторая часть понравилась больше, чем первая. Первую она ненавидела за эксплуатацию персонажа Линды Блэр, а в сиквеле это не так сильно ощущается. И Кейл, в противовес Кубрику, считала, что фильм как раз зрелищен, экстремален и сложен; и это ровно то, что оттолкнуло от него большинство зрителей. Мартин Скорсезе также говорил, что «Изгоняющий дьявола II» превзошел оригинал, и работа Бурмена заслуживает большего уважения. С первым пунктом я не соглашусь, а со вторым — определенно.
Сценарий у «Еретика» действительно слабоват, но такой поток негатива был не вполне заслуженным. Важно учитывать, что снять удачный хоррор так же сложно, как снять удачную комедию, а сиквел успешного проекта — и подавно, тем более если это адаптация литературного произведения. Ну, и Скорсезе с Кейл плохого не посоветуют. Так что если устроите себе марафон по «Изгоняющему дьявола», не игнорируете вторую часть.
—-----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Даша Бурнашева:
«Изгоняющий дьявола III» / The Exorcist III (1990)
Реж. Уильям Питер Блэтти
События фильма «Изгоняющий дьявола III» игнорируют существование второй части. Снял его сам Уильям Питер Блэтти, адаптировав еще один свой роман об одержимости «Легион».
Сначала кажется, что зрителя ждет куда менее тонкое и медленное кино. С первых же кадров тебе дают понять, что творится что-то мистическое и непонятное, а силы зла убивают невинных людей и отрывают головы статуям в храмах. Но чем дальше смотришь, тем сильнее фильм тебя затягивает. Ты будто бы попадаешь в бадди-хорор про копа и его друга священника, которые «слишком стары для этого дерьма», но вынуждены бороться со злом, которое не удалось до конца победить 15 лет назад. К сожалению, «бадди» часть довольно быстро заканчивается и ты опять (как в случае с первым фильмом) остаешься вместе с героем, который вынужден в одиночку проживать потери, бороться со злом, спасать людей и разгадывать загадки, к которым жизнь его точно не готовила.
Впечатления от фильма немного портит финал, но это и не удивительно. Кинокомпания Morgan Creek Productions, купившая права на фильм, в последний момент потребовала от режиссера серьезных изменений сюжета, включая сцены изгнания нечистой силы в кульминации. И сцены эти настолько идут вразрез с темпом и атмосферой фильма, что лучше их сразу забыть, оставив в памяти только предыдущие полтора часа картины.
p.s. Возможно, после просмотра этой части вам захочется по(пере)смотреть фильм «Зодиак» (2007) Дэвида Финчера. Не сдерживайте себя!
—-----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Анастасия Гончарова:
«Изгоняющий дьявола: Начало» / Exorcist: The Beginning (2004)
Реж. Ренни Харлин
«Изгоняющий дьявола: Приквел» / Dominion: Prequel to the Exorcist (2005)
Реж. Пол Шредер
Оригинальный «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина был такой благодатной почвой для для взращивания целого поколения фанатов, что стало просто необходимым рассказать, с чего все начиналось – историю отца Меррина.
Приквел оригинального фильма переносит зрителя в 50-е годы на раскопки в Британскую Кению. Ланкестер Меррин (Стеллан Скарсгард) работает археологом и изучает найденную в Африке византийскую церковь V века, невероятно хорошо сохранившуюся для ее возраста. Догадки о том, что церковь засыпали песком сразу после ее постройки (именно поэтому ее состояние идеально) подтверждаются, когда под ней находят древнее святилище с идолами-демонами, во славу которых совершались человеческие жертвоприношения. Оказывается, церковь должна была закрыть проход в этот языческий храм и оградить мир от сил зла. Но понимают все это слишком поздно, ведь демон успел вселиться в одного из живущих на поверхности.
Здесь сознательно приведен общий синопсис для двух фильмов 2004 и 2005 годов. Почему? Да потому что это в каком-то смысле один и тот же фильм.
Изначально снять приквел поручили американскому режиссеру Джону Франкенхаймеру («Гран-при» / Grand Prix (1966), «Любитель птиц из Алькатраса» / Birdman of Alcatraz (1962)), который в итоге отказался от проекта. Тогда он перешел к другому известному американскому режиссеру и сценаристу Полу Шредеру («Таксист» / Taxi Driver (1976), «Бешеный бык» / Raging Bull (1980), «Последнее искушение Христа» / The Last Temptation of Christ (1988)), который представил студийным боссам свой вариант картины. «Экзорцист» у Шредера получился классическим фильмом режиссера: вопросы веры и безверия, абсолютная банальность зла, мораль и тяжесть от принятия решений. Вместе с тем на студии хотели видеть что-то кровавое и страшное, а не очередной психологический триллер или драму в стиле автора-режиссера. От услуг Шредера отказались, ему на смену пришел Ренни Харлин, который к тому моменту уже снял хорроры «Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна» / A Nightmare on Elm Street 4: The Dream Master (1988) и «Тюрьма» / Prison (1987). Но тут появились новые трудности – у актеров начинались другие проекты, поэтому с кем-то пришлось попрощаться, кого-то заменить и даже частично переписать сценарий. Правда Стеллан Скарсгард, исполнивший роль отца Меррина, остался в обоих вариантах.
В 2004 году вышел фильм Харлина, а в 2005 Полу Шредеру все-таки разрешили выпустить и свою версию. Критики не пощадили ни одну из картин в своих рецензиях, а также выдвинули фильм на Золотую малину в двух номинациях «Худший режиссер» и «Худший сиквел/приквел».
Несмотря на общее негативное настроение к приквелам стоит посмотреть оба фильма хотя бы для того, чтобы на примере одной истории увидеть два совершенно разных режиссерских взгляда. Фильм Харлина, в котором отец Меррин ближе к Индиане Джонсу чем к католической церкви, одновременно похож и обособлен от версии Шредера, в которой Скарсгард хоть и не приближается к уровню игры Макса фон Сюдова (исполнителю Меррина в оригинальном фильме Фридкина), но хотя бы смотрит в этом направлении.
—----------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!