Найти тему
Ах ,эта свадьба!

Особенности развития речи у детей с ЗПР (задержкой психического развития)

Работа логопеда с младшими школьниками, страдающих ЗПР, часто довольно длительна, поскольку требует не только коррекции и развития у детей устной и письменной речи, но и целенаправленного формирования в них целого ряда психических процессов. Развитие познавательной и речевой активности учащихся делает процесс коррекции более успешным именно из-за роли в коррекционном процессе самого ребенка.

Работа логопеда с детьми, страдающими ЗПР, направляется на развитие у них разных сторон психической сферы и речевой системы. Для формирования у детей познавательной и речевой активности, позитивного отношения и интерес к логопедическим занятиям, целесообразно:

- Применение разных форм, методов, приемов логопедической работы, которые помогают создать творческую атмосферу на занятиях, способствуют возникновению у детей чувства новизны, привлекательности вопросов, которыми будут выполняться;

- Более частое переключение детей с одного вида деятельности на другой с целью предупреждения психо-эмоциональной перегрузки и повышения их активности, реализуется включением в учебно-коррекционный процесс сюрпризных моментов, игровых ситуаций, шуточных задач и т.д.;

- Более широкое использование познавательных задач, которые развивают произвольное внимание, познавательный интерес, способствуют формированию у детей определенных умственных и речевых операций, приемов мнемической деятельности, стимулируют творческий подход к решению определенных проблем, воспитывают настойчивость, усердие;

- Четкое определение степени затруднений детей во время выполнения заданий, использование упражнений в определенной последовательности: от самых простых до более сложных (при этом важно, чтобы ребенок прилагал усилия при преодолении затруднений, но затруднения были бы для него посильными);

- Создание таких ситуаций, которые в наибольшей степени стимулируют активную роль ребенка в выполнении запланированной логопедом коррекционной работы, способствуют развитию у него навыков саморегуляции и самоконтроля.

Так, на логопедических занятиях с детьми значительное внимание уделяется формированию у них навыков письменной речи. Если дети уже могут прочитать короткий текст, им можно предложить прочитать загадку, из отдельных букв составить слово - отгадку, дописать в словах в тексте пропущенные окончания.
Нежная звезда снежно-бел ...

Детям интересно, когда каждый угадывает свою загадку, самостоятельно редактирует текст, потом выразительно прочитывает свою загадку другим. Такие задачи вызывают интерес, это помогает создать творческую атмосферу на занятии, а логопеду решать несколько коррекционных задач одновременно: улучшать технику чтения учащихся, упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными, в звуко-буквенном анализе и синтезе слов.

В работе с
младшими школьниками с ЗПР логопеду необходимо использовать коррекционные задачи в определенной последовательности, с ростом степени сложности задач по характеру речевого материала, предлагаемого детям, по характеру практических и умственных действий, которые будут выполняться учениками, по степени их самостоятельности при выполнении заданий. Если сначала ребенку предлагается прочитать слова, определив в них правильный порядок слогов, то в дальнейшем задача усложняется тем, что ученику надо сначала выделить склады, переставить их в словах, прочитать слова, с "исправленных" слов составить предложение.

Учитывая психофизиологическое развитие детей с ЗПР, педагогу необходимо создавать такие ситуации, которые в наибольшей степени стимулируют познавательную и речевую активность детей, развивают у них навыки саморегуляции и самоконтроля.

Повышению познавательной активности и самостоятельности младших школьников способствуют такие задачи, требующие от ребенка самостоятельной проверки чьей-то работы, написанного кем-то письма или произведения. Так, например, детям предлагается прочитать текст, найти в нем ошибки, исправить их. С целью повышения уровня самоконтроля следует использовать карту для проверочных действий, в которой можно знаком + замечать исправлены ошибки (в данном задании в соответствии с правилом о написании слов с большой буквы), классифицировать их, что в целом улучшает качество выполнения учащимися предложенной работы и овладение ими определенной орфограммы.