Встретившись с Дитом лицом к лицу, Данте и Вергилий достигли в своем пути в бездны Ада самой нижней точки. Наступил критический момент, когда может произойти подлинное изменение. Этот художественный образ может служить метафорой встречи с ужасающим аффектом, который когда-то привел к диссоциации и омертвению всей жизни пациента. Данте говорит, что охватившие его чувства, когда он оказался в самом сердце Ада, невыразимы. Вид Дита делает его ни живым, ни мертвым, и именно такой эффект оказывает диссоциация на эмоциональную сферу травмированного человека. Задачей психоаналитического «паломника» является повторное шаг за шагом посещение Ада немыслимой травмы, переживание заново невыносимого аффекта в условиях, которые помогут пациенту справиться с этим аффектом благодаря сочувственному присутствию и пониманию, передаваемому пациенту через интерпретации аналитика. Когда этот болезненный процесс происходит, страдание меняет свой характер. Элен Люк описывает это изменение через образ перехода поэтов из Ада в Чистилище: В такой момент мы переживаем полную трансформацию самой природы тьмы или, вернее, нашего отношения к ней. Пока мы стремимся спастись из своих «кругов Ада» и освободиться от боли, мы остаемся безнадежно связанными; мы можем избавиться от адских мук, только принимая иное страдание – очищающее, а не бессмысленные вечные муки. Души в Чистилище страдают от тех же мучений, что и в Аду, но делают это с принимающей готовностью, а не с горьким ощущением обреченности. (Luke, 2003: 49)"
Д. Калшедд. "Травма и душа"
Мне кажется, этот момент стоит прояснить. Потому что, получается, что ключевым во всей этой истории является отношение к страданию. Таким образом, получается, что ад, Чистилище и Рай находятся непосредственно в душе человека, уже, как части единого целого. И, таким образом, получается, что тот же самый ад не является наказанием в привычном понимании этого слова, а является чем-то вроде выбора, обусловленного психологическими исходными данными. Что это значит? Похоже, это значит, что человек сам выбирает, куда он отправится. В ад, если он не понимает и не хочет разбираться в причинах своих страданий, утопая в безысходности и меланхолии. В Чистилище, если человек преодолевает тенета безнадежности и, несмотря ни на что, пытается отыскать смысл своей жизни, смысл происходящего с ним, тем самым преодолевая расщепленные части единого целого. И в Рай, если человек преодолевает расщепленность, интегрирует через страдание, присущее разделенности и расщепленности, все части единого целого (в т.ч. своей психики). И, получается, что одним из ключевых моментов является то, что человек способен преодолеть ад, если сможет разглядеть проблеск надежды во мраке безнадежности.
И, если я правильно понял эти строки, если все это так, то это... это весьма обнадеживает.
Искренне Ваш,
Юнгианский Чумной Доктор