Найти тему
Soifer

Глава 21. Сломанные весы

Бабушка, замотанная с ног до головы в шерсть, налила себе из нелепо большого кувшина что-то странное, отдалённо похожее на квас и устроилась поудобнее.

Лида поёжилась на табурете.

- Сейчас, внучка, какая же я стала нелюдимая, стала, просто кошмар - мягко улыбнулась Агата.

Она прикрыла лицо краем зелёного шарфа, будто хочет чихнуть, но вместо чиха прошептала что-то совсем непонятное. По полу поползли нити и, пока Лида пыталась понять что происходит, её табурет оплёлся нитями в точную копию кресла, на котором сидела Агата.

Бабушка явно была чрезвычайно довольна собой и, удовлетворённо икнув, почесала шарф на плече.

Лида пыталась справиться с замешательством и вести себя так, как будто бы всё окей, но всё что ей удалось - в ответ почесать пижаму на своём плече.

- У тебя очень много вопросов, внучка. С какого начнёшь? Подумай, что важнее всего тебе понять?

- Бабуль, как тебя зовут?

Агата приподняла мешок шерсти, который играл роль рукава и показала сухую руку. На внутренней стороны предплечья была татуировка, состоящая из непонятных символов и, что примечательно - светилась серебрянным мягким светом.

- Что написано? - бабушка хитро прищурилась.

- Агата, - услышала собственный голос Лида. В этот момент татуировка загорелась ярче и бабушка снова спрятала руку в ворох шерсти.

- А ты умница. Только, пожалуйста, не произноси моё имя. Можешь звать меня просто бабушка или ба.

- Хорошо, бабушка. - Лида поёжилась. - Где мы? Это твой дом?

- Всё верно. Это мой дом, можно так сказать, один из тысячи моих домов.

- У тебя много пещер?

- Ну знаешь. Есть и пещеры, и дома, и даже пара бункеров. Только квартир нет, не люблю соседей.

- Бабушка, а что я тут делаю?

- А это я ещё не знаю.

- Вы меня обманывайте?

Агата поморщилась.

- Я не вру внукам, никогда. Мы узнаем с тобой. А ты учись задавать правильные вопросы, а то будешь тратить время зря. А я догадываюсь, что тебе не терпится понять, что происходит и вернуться в твой, так сказать, “дом”.

- Окей. Как я здесь оказалась?

- Тебя принесла моя шерсть. Она приплела тебя сюда, потому что ты захотела оказаться там, где о тебе смогут позаботиться.

- Ба, это как?

- Ты колдунья, Лида.

- Окей, - Лида поняла, что бабушка разговорчивая и пока они общаются она в безопасности, - если я, как ты говоришь, колдунья, то, стало быть, ты тоже?

Агата рассмеялась.

- Ты даже не представляешь насколько. Да, я колдунья.

Лиду немножко напугал беззаботный смех Агаты. Ощущалось странным, как из такого небольшого тела могут раздаваться такие звонкие звуки, но теперь она уже смогла сохранить самообладание.

- А расскажи, бабушка, - Лида начала помедленее, - а как ты решила, что я колдунья?

- А чего тут решать. Только колдуны могут оказаться здесь тем способом, которым ты оказалась тут.

- А где мы? Ну, знаешь, географически.

- Ишь ты, географически. - Агата разулыбалась, - Скажу честно, я не помню. Скорее всего, мы где-то в Африке, но может быть и на каких-нибудь островах.

- Ты не помнишь? - Лида не поверила версии про Африку, но решила мягко обращать внимание Агаты на состояние её ментального здоровья.

- Конечно не помню. Если мы можем перемещаться из место в место через нити и эти места скрыты от чужих глаз - зачем помнить?

- Ты упоминала грибницу. Ты считаешь, что эти шерстяные нити есть повсюду и по ним можно перемещаться?

Агата снисходительно сжала губы и наклонилась вперёд.

- Любой, кто умеет считать и знает о нитях - знал бы, как они работают и считал бы тоже самое.

- Хорошо. А откуда… откуда взялись нити?

- Это уже интереснее! Наконец-то любопытный вопрос. - Агата начала дрыгать ногами под столом и, будто бы чуть-чуть виновато, спросила - А послушаешь сказку?

- Я всё выслушаю. А вы ответите на вопрос?

Агата засияла.

- Да! Ответом будет сказка!

- А это точно было?

- Что ж, резонный вопрос. Не всё и не совсем, но по сути - да, это было. - Агата достала что-то из складок шерсти и положила на стол, - У меня есть доказательство.

Лида присмотрелась - это было похоже на старинные весы с очень грубыми краями. Агата отхлепнула из кружки и глубоко вздохнула:

- А теперь, слушай!

Давным давно, сейчас уже никто не помнит насколько, жила была большая семья. В этой семье было около четырёх десятков человек. Это была очень большая и дружная семья. Эта семья ела то, что дарит мать земля. Но земля не всегда была благосклонна и семье нужно было путешествовать. Они странствовали и были друг за друга горой. Их тела покрывали шкуры. Мужчины отыскивали пещеры и добывали шкуры, а женщины собирали ягоды. Младшей среди семьи была маленькая девочка, которую звали Агата.

Девочка была очень изобретательной. Больше всего ей нравилось всё, что можно заплетать. Она придумывала способы сплетать ветки лианами так, чтобы получались шалаши.

Жизнь племени была весёлой - весь день можно было играть и смеяться, а ночами семья пряталась в укрытиях, которые защищали от холода и диких зверей.

Время шло и маленькая девочка подросла.

Однажды семья наткнулась на другую семью. У них были дома из камня и луки. И, как выяснилось позже - они совсем не путешествовала.

Сперва семья Агаты испугалась и пошла прочь. Путешествие продолжалось ещё несколько лет, но вскоре, непонятно почему, земля стала сухой. Кусты, которые раньше сгибались под весом ягод и плодов - стояли голыми на палящем солнце.

Кроме того, несколько мужчин рассказывали, что видели каких-то чужаков, которые были злы и дрались между собой. И тогда выбора не осталось - вся семья Агаты вернулась к той семье, что жила в каменных домах.

Сперва на нас кричали и целились из лука. Но мать Агаты догадалась подарить им несколько шкур. Люди из каменных домов приняли шкуры и в ответ хотел подарить нам красные камушки. Мы взяли их, хотя совсем не понимали, зачем они нужны.

Позже мы узнали, что в каменном поселении живёт совсем не одна семья, а целых четыре. Они научили наших мужчин делать луки и строить дома. А Агата поделилась секретом крепких узлов, которые помогли натягивать тетивы крепче и делать более надёжными крыши.

Теперь семья Агаты жила тоже в каменных домах.

Со временем, к поселению присоединились и другие семьи.

Когда Агата была уже юной девушкой, выдался очередной жаркий год.

Камушки, которые были деньгами, можно было обменять на еду по весу. Но никто больше не покупал шкур и не платил за вязание узлов.

Другие семьи сумели накопить много камней, а семья Агаты скопила всего ничего.

Несколько братьев и сестёр Агаты умерли от голода. Это было очень печально, но в те времена никто не грустил так сильно как сейчас - смерть жила с нами под одной крышей, а не была чем-то далёким. Никто не печалился долго, кроме Агаты.

Она отправилась на поиски еды. Она шла долго и сама не заметила как заплутала. Она нашла большую гору, у подножия которой была небольшая пещера.

Засыпая, Агата попросила мать землю о чуде. И в этот момент несколько нитей шерсти показались из под земли. Девушка решила что это змея и попыталась убежать, но нити взяли её за руку так, будто бы шерстяная рука. Когда нити ушли под землю, в руке у Агаты осталась маленькая серебрянная проволочка.

Переночевав в пещере, Агата отправилась искать дорогу домой. И, к своему удивлению, нашла. Оставшись одна она много думала о том, что это за ниточку ей подарила таинственная шерстяная рука. Она не решалась кому-либо сказать об этом, потому что все решили бы, что это злые духи горы прокляли её. И, наконец, она обвязала этой ниточкой весы на удачу.

К удивлению Агаты, всякий раз, когда на весах взвешивали еду - камушки будто становились тяжелее. И так ей удалось прокормить семью.

Позже, когда голодный год прошёл, Агата отвязала нить от весов. Ей было совестно, что нить обманывала людей. И она решила вернуть нить. После долгих поисков ей удалось найти ту самую гору. Она вошла в пещеру и хотела положить серебрянную проволоку на землю, как из под земли снова показалась шерсть.

На этот раз, шерстянная рука положила перед Агатой спицу и небольшой моток шерсти. Агата протянула проволоку шерстяной руке, но та лишь аккуратно закрыла ладонь Агаты, давай понять, что подарок принадлежит ей.

Вернувшись на следующий день домой, девушка стала думать, что делать со спицей. Наконец, она обмотала спицу проволокой и стала вязать. К удивлению, чем больше она вязала - тем больше нитей становилось.

Так Агата стала первой в мире швеёй и связала много-много тёплой одежды. Эта одежда и покрывала ценились другими семьями и семья Агаты стала владеть самой большой коллекцией красных камушков.

Пока девушка взрослела и росла - росло и поселение. И, наконец, зависть взяла своё. Другие семьи стали притеснять семью Агаты за то, что те берут из ниоткуда столько шерсти. Наконец, Агату обвинили в колдовстве и она была вынуждена покинуть деревню.

Было тяжело расставаться с семьёй и девушке казалось, что её выгнали справедливо. Как и с весами, спица позволяла Агате быть богаче других без, как ей казалось, всякой на то причины.

Много лет странствуя и превратившись в женщину Агата одичала. Она была уже не просто женщиной, она жила как зверь. Единственное, что напоминало ей о жизни среди людей - спица.

Однажды ночью, Агата затасковала сильнее чем обычно. Она взяла проволоку и вышила на запястьи своё имя, мечтая, что волшебное серебро напомнит о ней тем, кто ей дорог, сплетёт их судьбы вновь.

На следующее утро, она услышала голос своей младшей сестры. Ей послышалось, будто та упоминает её в каком-то разговоре. И Агата точно знала, в какой стороне её сестра находится. Женщине отчаянно захотелось оказаться там. В этот момент шерстяной змей появился из земли и начал оплетать Агату. Она решила, что пришёл часть расплаты и духи горы хотят наказать её за то, как она обошлась с их подарком. Но, к своему удивлению, она оказалась в каменном доме, рядом со своей сестрой.

Прошло несколько лет, прежде, чем к Агате вернулся её человеческий облик. Семья прятала её. К своему удивлению, Агата заметила, что слышит своё имя каждый раз, когда кто-то упоминает её. Ей так это надоело, что она запретила всем называть её по имени и велела звать себя просто колдуньей.

Спустя годы семья Агаты старела. Старела и она, но куда медленнее, чем другие. Её тело становилось хрупким и сохло. Однажды, когда Агата почувствовала, что становится обузой для семьи, она решила вернуться в пещеру, где получила серебрянную проволоку. Она страстно хотела оказаться там, но шерсть не появлялась.

Она расстроилась и решила, что попробует дойти сама.

На следующее утро, она попыталась встать, но её тело было слишком слабым. Тогда она взяла нить и начала плести. На удивление, маленький моточек шерсти не кончался, несмотря на то, что на спице больше не было серебрянной проволоки. К вечеру Агата сплела шарф и обмотала им больное колено. Пусть хоть так, но она могла немного позаботиться о себе.

На следующий день она чувствовала себя много лучше. Она поняла, что её шарф дал ей сил. И так, день за днём, она шила себе всё больше одежд и, наконец, встала на ноги.

Семье показалось, что она с ума сошла - в тех краях было жарко. Но Агате не было жарко, ей было очень комфортно и она ощущала себя полной жизни, как никогда. С тех пор Агата продолжала стареть, но так и не умерла.

Лида почти уснула, но держалась как могла.

- Хорошо, Ба. Это интересная сказка. А откуда взялась шерстяная рука, которая подарила тебе серебрянную нить и шерсть, которая вернула тебя домой?

- Я сплела их, потом.

- Но как ты могла их сплести, если ты могла плести волшебные шерстяные штуки только потому?

Агата широко улыбнулась.

- Ты хорошо меня слушала. Время - это тоже нить.