Данная статья не является историческим исследованием и последней истиной, а лишь фантазия автора и имеет цель поделиться ей с Вами.
В те годы, самоубийство поэта Сергея Есенина ни у кого не вызывало сомнений. Версия о том,что это могло быть убийство возникла уже в наши дни. Существует версия, что эпилог романа Булгакова "Мастер и Маргарита" содержит аллегорическую пародию на версию самоубийства поэта. Ведь если поэт отказывается от своей поэзии, это тоже своего рода духовное самоубийство. Разберём...
Поэт Бездомный унаследовал многие характерные черты, и даже биографические подробности знаменитого поэта: стихи Есенина с портретом, при его жизни печатались во многих советских газетах, по отношению к нему при его жизни советские критики во многом вели себя подобно редактору Берлиозу по отношению к Бездомному. Есенину многое прощали по молодости, советовали овладеть трудами классиков марксизма и дальше творить, руководствуясь партийными установками. Есенин не был противником советской власти,но он отвергал всякий партийный диктат по отношению к творческим людям.
Булгаков в образе поэта Бездомного возможно хотел выразить свое отношение и к Сергею Есенину, и к поэтам и поэзии того времени. При этом связанные с Есениным скандалы, драки и происшествия, как правило, объяснялись пьянством. Такова была официальная версия советской прессы и литературоведения. Булгаков в своем романе фактически высмеивает эту версию - Бездомный не пьян, но встретившись с чертовщиной и «дьявольскими штучками», пытаясь бороться, ведёт себя так, что его принимают за пьяного.
Любопытно, что и сам Есенин, многократно попадавший в милицию, в своих письменных показаниях так же, объяснял свое поведение «нетрезвым состоянием». Дело в том, что в те времена это считалось смягчающим обстоятельством, и позволяло в каких-то случаях избегать уголовной ответственности. Но на самом деле существуют воспоминания близких Есенина, друзей и подруг, что «срывы» у него были редкие, выпивкой он не увлекался - есенинский «алкоголизм» придуман тогдашней прессой. (период пребывания Есенина с Дункан заграницей в расчёт здесь не берём)
А вот желающих выпить с известным поэтом, да еще за его счет, было предостаточно, и Есенин по простоте душевной попадал на этой почве в скандалы и переделки. «Друзья» каким-то образом всегда разбегались в последний момент, и в милицию почему-то всегда попадал только Есенин. Потом все события живописались в советской "желтой" прессе.
Вот и скандалу, устроенному Бездомным в "Грибоедовском ресторане", тоже находится аналог среди есенинских скандалов. Они широко освещались в московских газетах , и Булгаков не мог не читать эти статьи, потому что это был его период в "Гудке". Газета "Гудок" - это вся актуальная информация о жизни послереволюционной Москвы, которая стекалась в руки. Несомненно, Булгаков обо всем этом знал, и все же если в его романе Бездомный представлен некой карикатурой Есенина, то эта карикатура совсем другого рода, чем на других персонажей.
Мастер, прототипом которого является сам Булгаков, и Бездомный (Есенин), оказываются в романе товарищами по несчастью. Булгаков видит и себя и Есенина талантливых русских людей, попавших в ненормальные условия. Это мир вокруг сумасшедший, и тогда в этом мире остается одна дорога для таких людей, - больница или клиника, и далее смерть. Возможно, что Булгаков не верил тем нагромождениям лжи в советской прессе о Есенине, хотя бы потому, что подобной травле он постоянно подвергался сам. И образ Бездомного явился глубоким проникновением в истинный образ Есенина. В романе поэт Бездомный только ведет себя как пьяный, но ни разу не пьет.
Весь материал посвященный циклу публикаций "Булгаковская Москва. По местам Мастера и Маргариты" Вы можете увидеть подробнее в моём видеовыпуске, который прикреплён ниже ↓