Найти тему
44,5K подписчиков

Задолго до Гудзона советские пилоты сотворили чудо на Неве. Этот день в истории: 21 августа

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 21 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости». 1911 год. В Минске на углу нынешних ул.

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 21 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1911 год. В Минске на углу нынешних ул. Богдановича и Сурганова открылась болотная исследовательская станция

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 21 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости». 1911 год. В Минске на углу нынешних ул.-2

Это было первое в Российской империи научное учреждение, занимающееся проблемами осушения и сельскохозяйственного использования болотных земель. Директором станции назначили известного в то время ученого, магистра ботаники Александра Флерова. Перед вступлением в должность он был командирован за границу, где в ряде стран Европы изучал постановку болотного дела.

Опытное хозяйство организовали на территории между современными пл. Я. Коласа и Банголор. В то время она представляла собой одно сплошное Комаровское болото (218 га). В начале ХХ века Комаровка была одной из самых захудалых рабочих окраин Минска, очагом желудочно-кишечных инфекций, средоточием заразы и комаров — вполне подходящее место для проведения опытов по рациональному освоению болот с целью повышения урожайности почв и создания более комфортных условий для проживания людей. Работы по осушению Комаровского болота начались в 1925 г., и через пару-тройку лет от него не осталось и следа.

В 1930-м статус минской станции был повышен до уровня научно-исследовательского института, которому отныне подчинялись все болотные станции Советского Союза. Такое решение Москвы было объяснимо: почти 40 % территории БССР занимали тогда переувлажненные и заболоченные земли, в том числе 14 % — чистые топи и трясины.

В Европе столь сильно заболоченные регионы были осушены еще до середины XIX в. Теперь же подобный путь предстояло пройти задыхавшейся от безземелья Беларуси.

В результате широкомасштабной мелиорации, проведенной в республике в 60–70-е годы прошлого века, было осушено почти два миллиона гектаров заболоченных земель на Полесье и еще почти миллион — в Витебской области. Теперь на этих землях, которые прежде могли считать полезными для себя разве что комары да лягушки, ведется интенсивное сельское хозяйство. Всего на сегодняшний день в Беларуси насчитывается 2,9 млн га мелиорированных земель, а это, ни много ни мало, каждый третий гектар всех сельскохозяйственных угодий страны.

1963 год. Экипаж падающего на Ленинград самолета спас и машину, и город, сумев посадить Ту-124 на Неву

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 21 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости». 1911 год. В Минске на углу нынешних ул.-3

Это казалось чудом. И американцы наверняка бы сняли об этом фильм «Чудо на Неве», как сняли они в 2016 г. «Чудо на Гудзоне». Благодаря невероятному мастерству советских летчиков и всей команды воздушного судна было спасено по меньшей мере 50 человек. В случае же падения на город, жертв могло быть куда больше.

Но в СССР о подобных происшествиях принято было молчать. Ленинградцы и гости города, у которых при себе были фотоаппараты или кинокамеры, попытались было запечатлеть необычное «авиаприводнение», но бдительные расторопные оперативники изымали и засвечивали пленки. Тем не менее углядели не все. И уже после распада СССР фотографии, сделанные очевидцами, были обнародованы.

Но что же произошло? В то утро новенький Ту-124 с бортовым номером 45021 — ему еще и года не было — взял курс из Таллина в московское Внуково. На борту было семь членов экипажа и 45 пассажиров, включая одного ребенка и одного инвалида. В Петербургской патриархии утверждают, что тем рейсом летел и 34-летний митрополит Таллинский и Эстонский, будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, но сам Алексий никогда об этом не упоминал.

Неприятности начались сразу после взлета: убирая шасси, летчики заметили непогасшую лампу носовой стойки. Через смотровое окно в полу кабины бортмеханик разглядел, что передняя «нога» осталась в полуубранном положении, а из ее гидромагистрали хлещет масло. Ситуация аварийная, но не критическая. Обычно в таких случаях борт возвращают, но в Таллине в то утро был сильный туман, и авиадиспетчеры направили самолет в ближайшую воздушную гавань — ленинградский аэропорт Шоссейная (так до 1973 г. называлось Пулково), где сразу принялись готовиться к приему аварийного борта. Но для более безопасной посадки нужно было максимально выработать топливо, оставив лишь необходимое количество для подлета к аэропорту. Войдя в ленинградскую зону управления, пилоты по совету диспетчеров снизили самолет под облака, перешли на визуальное управление и принялись накручивать круги над гордом, сжигая керосин. Все это время команда не оставляла попыток выбить заклинившую переднюю «ногу» лайнера и вернуть ее на место.

Когда Ту-124 завершал восьмой, финальный круг над городом и командир доложил диспетчеру, что готов к посадке, началась мистика. Сначала на приборной панели загорелась лампа малого остатка топлива, хотя по всем расчетам его должно было с запасом хватить до полосы. А потом остановился левый двигатель. Авиадиспетчеры в этой критической ситуации приняли смелое решение — разрешили борту спрямить путь к аэропорту через город. Лишенный половины тяги самолет начал было выполнять маневр где-то в районе Исаакиевского собора, как вдруг отказал и правый двигатель!

Высота — не более пятисот метров, внизу — Невский проспект, до падения — секунды. Спорить, сомневаться, вести переговоры с диспетчерами — на все это нет времени. Решение нужно принимать мгновенно. И командир корабля Виктор Мостовой его принимает. Передает штурвал второму пилоту Василию Чеченеву и командует садиться… на Неву. Чеченев в прошлом служил в военно-морской авиации и имел опыт таких посадок. Гражданских тогда такому не обучали.

На подлете к Литейному мосту высота была уже 90 метров. Едва не зацепили Большеохтинский. Проходя всего в четырех метрах над строящимся мостом Александра Невского «стряхнули» с него несколько рабочих — люди в страхе сами попрыгали в воду. Наконец Ту-124 виртуозно коснулся воды, проскользил на брюхе по поверхности Невы и остановился менее чем в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста. По счастью, на Неве не было судов, только одинокий буксир «Буревестник» вез по реке лес. Капитан Юрий Поршнев, увидев, как позади него плюхнулась железная птица, тут же отцепил груз, подошел к лайнеру и бросил летчикам трос. А затем отвел Ту-124 к берегу. Малоохтинская набережная тогда еще была земляной. К ней прибило несколько плотов. Буксир подвел к ним самолет, положил крыло на плоты — получился трап. По нему сошли на берег все 45 пассажиров, а потом и экипаж. В прямом смысле слова все вышли сухими из воды, даже ног не замочили. И ни одного пострадавшего. С момента отказа второго двигателя до благополучного приводнения самолета прошло 14 секунд!

Героями летчики станут позже, когда будет установлена вся «картинка» случившегося. А тогда, сразу после приводнения, их увезли на спецмашанах в КГБ. Отстранили от полетов, да еще обвиняли в том, что проворонили показания топливных датчиков и не дотянули до аварийной полосы.

На защиту экипажа встали спасенные пассажиры, требовавшие наградить летчиков. Писали письма, дошли до высоких кабинетов. И вроде бы даже было подготовлено представление на награждение членов экипажа орденами Красной Звезды. Но наверху распорядились: не наказывать и не награждать. Авиаотряд Внуково поощрил их сам: командир и штурман получили двухкомнатные квартиры. А Чеченев не получил — у него не было московской прописки, но его повысили до командира экипажа. Капитана буксира Паршина отметили почетной грамотой и подарили часы.

В процессе расследования происшествия были проверены все Ту-124 и еще на семи самолетах обнаружили дефект болта шасси. А КБ Туполева пришлось заняться доработкой датчиков топлива, сделать их точнее, а работу надежнее. В том же 1963 г. на базе Ту-124 был создан Ту-134, который вытеснил предшественника с авиалиний.

1986 год. СССР официально объявил о том, что причина аварии на Чернобыльской АЭС вызвана халатностью персонала

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 21 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости». 1911 год. В Минске на углу нынешних ул.-4

«Четвертый энергоблок ставился на плановый ремонт. При этом руководители и специалисты станции без подготовки и согласования решили провести в ночное время эксперимент, связанный с исследованием режимов работы турбогенераторов. Во время эксперимента не обеспечивался нужный контроль и не были приняты необходимые меры безопасности», — сообщили телеканалы.

Эту версию подготовили создатели реактора во главе с директором Института атомной энергии им. Курчатова, президентом академии наук СССР Анатолием Александровым. В действительности же катастрофа произошла из-за недостатков конструкции и управляющих стержней ядерного реактора. Эти стержни были сделаны так, что при введении их в активную зону реактора при определенных условиях не тормозили ядерную реакцию, как должны были бы, а наоборот ускоряли ее на протяжении нескольких секунд. Но признание наличия дефектов конструкции реакторов означало бы признание того, что все остальные реакторы такого же типа могут взорваться в любой момент. Поэтому в публичное пространство и ушла версия о халатности персонала, которая, конечно, тоже имела место.

Между тем основные причины аварии на ЧАЭС и главные ее виновники были определены максимально точно и занесены в протокол Политбюро ЦК КПСС еще 3 июля 1986 г. «В промышленность был передан недоработанный реактор», — заключил на том заседании Михаил Горбачев. Однако предназначались эти истины только для высшего руководства СССР, поэтому протокол был составлен в единственном экземпляре и с грифом «сов. секретно».

После катастрофы на ЧАЭС на других атомных электростанциях были заменены управляющие стержни и некоторые другие системы, что должно было предотвратить возникновение катастроф, аналогичных чернобыльской.

В июле 1987 г. перед судом предстали шесть человек: директор ЧАЭС Виктор Брюханов, главный инженер станции Николай Фомин и его заместитель Анатолий Дятлов, а также начальник смены Борис Рогожкин, начальник реакторного цеха Александр Коваленко и государственный инспектор Госатомтехнадзора СССР Юрий Лаушкин. Первые трое получили по 10 лет исправительной колонии, остальные — 5, 3 и 2 года соответственно. Материалы дела и сведения об аварии сразу засекретили.

2016 год. В Рио-де-Жанейро завершились Игры XXXI Олимпиады

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 21 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости». 1911 год. В Минске на углу нынешних ул.-5

На церемонии закрытия флаг Беларуси доверили нести Ивану Тихону, ставшему серебряным призером в метании молота. А единственное золото белорусской команде принесло выступление 20-летнего батутиста Владислава Гончарова. В индивидуальном первенстве он прыгнул с общим счетом 61,745 балла, не оставив шанса китайцам Гао Лею и Дон Дону, которым пришлось довольствоваться ступенями пьедестала пониже.

«Программа, с которой Владислав Гончаров стал олимпийским чемпионом, называется так: три с полутора согнувшись, два твиста согнувшись, три с половиной согнувшись, три твиста группированные, три с половиной группированные, винт-винт, согнувшись, два с двумя с половиной винта, согнувшись, два с двумя, согнувшись, два с полутора, согнувшись, два с тремя прямые. Если вы это сможете хотя бы выучить и выговорить, то смело берите с полки пирожок. Но исполнить даже не пытайтесь», — писала в те дни «СБ — Беларусь сегодня».

В неофициальном медальном зачете Беларусь заняла 40-е место, имея в своей копилке 1 золотую, 4 серебряные и 4 бронзовые медали. Первенствовали спортсмены США, завоевавшие 121 медаль (46 золотых, 37 серебряных, 38 бронзовых). Второе место — у Великобритании — 67 (27 — 23 — 17), третье — у Китая — 70 (26 — 18 —26), четвертое — у российской команды — 56 (19 — 18 — 19).