Найти тему
Фёдор Борисов

100 лет посадочным огням

Сегодня довольно необычный юбилей. Ровно сто лет тому назад на аэродроме были применены электрические огни, для помощи лётчикам. Конечно аэродромы в тёмное время подсвечивали и до этого, но как правило кострами или временными источниками света. Постоянные огни впервые появились в США и довольно быстро распространились по планете. Сегодня эта та самая "новогодняя ёлка", известная всем по посадочным видам из кабины и многое другое, что входит в комплекс светосигнального оборудования (ССО) аэродрома. То есть всё то, чем я, признаться, не перестаю любоваться уже много очень много лет и, думаю, что я тут не одинок ))

Небольшой фоторассказ о ССО, на расстоянии и в деталях.

1. А начнём с классической "ёлки".
1. А начнём с классической "ёлки".
2. Которую обычно хорошо видно ещё издалека, на подлёте к аэродрому.
2. Которую обычно хорошо видно ещё издалека, на подлёте к аэродрому.
3.
3.
4.
4.
5.
5.
6.
6.
7.
7.
8.
8.
9. Огни высокой интенсивности хорошо виды и помогают даже днём, в скверную погоду.
9. Огни высокой интенсивности хорошо виды и помогают даже днём, в скверную погоду.
10.
10.
11. Порог ВПП обозначен зелёными огнями. В конце они соответственно красные.
11. Порог ВПП обозначен зелёными огнями. В конце они соответственно красные.
12.
12.
12а.
12а.
13.
13.
14. Белыми ночами.
14. Белыми ночами.
15. Огни полос неплохо видны и с высоты.
15. Огни полос неплохо видны и с высоты.
16. Правда чем больше угол, тем они более тусклые, а вот приводные хорошо видны всё равно - они ярче.
16. Правда чем больше угол, тем они более тусклые, а вот приводные хорошо видны всё равно - они ярче.
17. А если присмотреться - то и рулёжные огни с высоты можно разглядеть.
17. А если присмотреться - то и рулёжные огни с высоты можно разглядеть.
18. Посмотри на огни поближе. Приводные.
18. Посмотри на огни поближе. Приводные.
19. Огни на ВПП.
19. Огни на ВПП.
20. Осевые огни вмонтированы прямо в полотно полосы.
20. Осевые огни вмонтированы прямо в полотно полосы.
21. Вариант снегозащиты.
21. Вариант снегозащиты.
22. Рулёжные огни синего цвета.
22. Рулёжные огни синего цвета.
23.
23.
24.
24.
25. А осевые огни рулёжек - зелёного.
25. А осевые огни рулёжек - зелёного.
26. Огни в ряд обозначают точку касания. А ближний посадочный огонь двуцветный. Справа полоса только начинается и он светит лётчикам белым. А вот если посадка идёт слева - он будет уже оранжевого цвета, сигнализируя, что полосы осталось уже немного. Закончится полоса красными пороговыми огнями.
26. Огни в ряд обозначают точку касания. А ближний посадочный огонь двуцветный. Справа полоса только начинается и он светит лётчикам белым. А вот если посадка идёт слева - он будет уже оранжевого цвета, сигнализируя, что полосы осталось уже немного. Закончится полоса красными пороговыми огнями.
27. Вот такой вот "светофор".
27. Вот такой вот "светофор".
28. Помимо огней на аэродроме так же стоят световые информационные табло c указаниями на ВПП, рулёжные дорожки...
28. Помимо огней на аэродроме так же стоят световые информационные табло c указаниями на ВПП, рулёжные дорожки...
29. ...или другую важную информацию.
29. ...или другую важную информацию.
30. Вид от торца полосы - слева и справа огни PAPI. Красные для такого угла зрения - в зависимости от угла огни меняют цвет. А для нормального захода на глиссаду лётчику должны быть видны два белых и два красных. Три белых - высоковато идём, три красных - низковато. До четырёх красных лучше не доводить.
30. Вид от торца полосы - слева и справа огни PAPI. Красные для такого угла зрения - в зависимости от угла огни меняют цвет. А для нормального захода на глиссаду лётчику должны быть видны два белых и два красных. Три белых - высоковато идём, три красных - низковато. До четырёх красных лучше не доводить.
31. Вертолётам, кстати, тоже нужны свои огни.
31. Вертолётам, кстати, тоже нужны свои огни.
32. Вертодром с полосой.
32. Вертодром с полосой.
33. Посадочная площадка на корме обозначена зелёными огнями.
33. Посадочная площадка на корме обозначена зелёными огнями.
34. Набор быстро разворачиваемого ССО для небольшого аэродрома.
34. Набор быстро разворачиваемого ССО для небольшого аэродрома.
35. Ну и напоследок немного красоты с самолётами.
35. Ну и напоследок немного красоты с самолётами.
36.
36.

Когда-то, работая на небольшом аэродроме Ржевка, я вечерами садился за торцом ВПП и смотрел на длинную световую дорожку и садящиеся на неё самолёты. Это не прошло до сих пор. ))

До новых историй!