Лет тридцать назад мне подарили книгу с тремя повестями Георгия Почепцова: "Волшебный меч", "Золотой шар", "Хрустальная гора". Особенность конкретно этих повестей Почепцова в переплетении фантастики и сказки. Сказочное в них воспринял тогда легко, а фантастическое оказалось не по возрасту что ли. Воспоминания о них остались в целом положительные.
"Волшебный меч" - самую стремительную из трех из-за перекоса в фантастику читал долго, со скрипом, почти с ненавистью за казавшуюся "тягомотность". "Хрустальная гора" и "Золотой шар" из-за большей сказочности при существенно большем объеме зашли лучше и читались активнее. Недавно, проходя мимо полок с книгами, снова обратил внимание на книгу с повестями Почепцова. Решил провести эксперимент и узнать, как восприму их спустя 30 лет. Все-таки Почепцов не классик и его творения кое-где привязаны ко времени создания - 1990-м. Но автор он явно достойный.
"Волшебный меч" - повесть нуарная, готическая, попаданческая и, как уже сказал, стремительная. Не сказка даже больше, а именно фантастика, но с ориентацией на читателя-школьника и безусловным хэппи-эндом. По настроению проглотил ее за час и остался доволен и сюжетом, и героями. Захватывающий сюжет не дает оторваться ни на минуту. Современность переплетается с миром мистического европейского Средневековья. За героя - страдающего от буллинга школьника, становящегося в параллельном мире принцем, защищающим родину от врага - болеешь и радуешься его успехам.
"Хрустальная гора" - тоже попаданческая история, но не со школьником, а молодым лейтенантом милиции. Он здраво, трезво и разумно перемещается по сказочному пространству, успешно и незаметно для себя выполняя задание начальства. Но это в первой части. В двух других лейтенант оказывается в том же пространстве то отпускником, то по просьбе аборигенов. Живой ум милиционера, его знания и навыки неоднократно пригождаются ему. Герой не выглядит казенно и вызывает симпатию.
"Золотой шар" - повесть с толкиенистским налетом, но на СНГовских щах. Герой-огородник в результате попыток незаконным путем заработать на свадьбу с любимой получает волшебный артефакт и влипает в историю с погонями, тюрьмой, превращениями и возвращением гномам родины. В результате гномы, в благодарность за неоценимую помощь, провозглашают его своим предводителем, читай королем, и начинают восстанавливать утраченный быт. Предводитель возвращается огородничать домой, невеста его рассказам не верит. А после он еще дважды помогает своим подопечным гномам.
Все три повести написаны с любовью и достойны вдумчивого чтения. Гномы у Почепцова пьют не добрый эль, как у профессора Толкиена, а чай с вареньем. Имена злодеев повестей созвучны: Каргар, Каргесса, Кари-Гари... Видимо, сочетание этих звонких согласных должно по мысли автора нагонять жути. Даже по детству не помню, чтобы это так работало. Навевает ассоциации с воронами, не больше. Каргар - вообще воплощение зла, этакий Волан-де-Морт миров Почепцова: от произнесения его имени сквозняком распахивает ставни и он сразу в курсе, где его имя произнесли.
Сказочные повести Георгия Георгиевича - отличный пример хорошей детской литературы для детей любого возраста, образования и профессии.